Стратегический проект ориентирован на развитие деятельности университета в области транспортного машиностроения.
В Нижегородской области существует развитая автомобильная промышленность, представленная крупными, средними и малыми предприятиями: подразделения Группы ГАЗ (ООО «Автозавод «ГАЗ», ООО «ПАЗ»), ООО СТ «Нижегородец», ООО «Группа компаний «Луидор», Автомобильный завод «Чайка-Сервис», Завод ПРОМАВТО, ООО «АвтоТех», ООО «СпецАвтоТранс», ООО «ТК «КОММАШ-ГРАЗ» и др. Всего более 100 производителей автомобилей и автокомпонентов.
Продукция нижегородских автопроизводителей составляет более 50% в российском сегменте легких коммерческих автомобилей, более 70% в сегменте среднетоннажных грузовиков и более 80% в сегменте автобусов среднего и малого классов. Автомобильная промышленность региона является одной из важных составляющих его экономики.
Анализ перспектив развития мировой транспортной отрасли показывает, что рост мирового потребления автомобильной продукции влечет постоянное увеличение нагрузки на транспортные сети государств. Наблюдается резкое возникновение спроса на автоматизацию транспортной системы, предполагающую ввод в эксплуатацию автомобилей с функциями беспилотного управления. Известно, что на данный момент рынок полностью беспилотных автотранспортных средств не сформирован, однако активно развивается рынок автомобилей, оснащенных системами помощи водителю (ADAS-системами). Объем этого рынка достаточно велик и продолжает расти. По известным прогнозам, решение задачи создания полностью автономного автомобильного транспорта ожидается к 2030-2035 годам. Однако, уже сегодня существует потребность в разработке и внедрении электронных помощников водителя, а также сложных мехатронных систем с разной степенью автономности.
Развитие рынка ADAS-систем и рынка беспилотной техники требует от современных автопредприятий внедрения новых решений, снижающих издержки при выпуске новой продукции и обеспечивающих достаточный уровень конкурентоспособности. Необходимым является разработка и практическое освоение новых методов проектирования, доводки и сертификации автомобилей.
В настоящее время наблюдается отставание отечественных автопроизводителей от мировых трендов, что может привести к потере автопроизводителями, в том числе нижегородскими, своих позиций на рынке.
Ключевая роль в проекте отводится взаимодействию университета с Группой ГАЗ, основанием которого являются:
- успешный опыт сотрудничества НГТУ и Группы ГАЗ в реализации перспективных НИОКТР, направленных на создание новой (модернизированной) продукции;
- потребность Группы ГАЗ в создании новых автомобилей, импортозамещающих на внутреннем рынке и конкурентоспособных на внешнем рынке;
- наличие и возможность использования различных механизмов финансовой поддержки перспективных НИОКТР, выполняемых предприятием совместно с вузом;
- высокий научно-технический потенциал НГТУ в области транспортного машиностроения.
Для развития взаимодействия НГТУ и Группы ГАЗ был создан Региональный научно-образовательный центр транспортного машиностроения. Деятельность Центра ориентирована на реализацию научных исследований в области перспективных разработок Группы ГАЗ и вывод первых прототипов отечественных автомобилей с ADAS-системами на формируемый рынок беспилотных автомобилей. Это позволит сохранить за нижегородским автопромом статус ведущего игрока на рынке РФ и обеспечит поддержку в развитии экспортного потенциала новой продукции ГАЗ.
НГТУ планирует сотрудничать не только с нижегородскими подразделениями Группы ГАЗ, но также с ЛиАЗом (Московская область), КАВЗом (Курганская область) и УРАЛом (Челябинская область). Полученный опыт сотрудничества НГТУ с Группой ГАЗ будет транслирован на другие предприятия транспортного машиностроения России.
В настоящий момент созданный Региональный научно-образовательный центр транспортного машиностроения признается ведущими автопроизводителями региона как центр научных исследований в области перспективных разработок. Центр осуществляет инжиниринговую поддержку предприятиям ГАЗ, выпускающим коммерческие автомобили, а также малым и средним автопредприятиям региона.
На предприятиях Группы ГАЗ при участии специалистов Центра проведены исследования и разработки систем помощи водителя, в рамках которых были созданы перспективные решения (система адаптивного круиз-контроля, система определения ширины проезжей части и полосы движения и др.), обеспечивающие возможность коммерческим автомобилям ГАЗ успешно конкурировать с новыми разработками зарубежных автопроизводителей. Сотрудники Центра участвовали в создании первого отечественного прототипа беспилотного электробуса ГАЗ, который был представлен широкой публике на осеннем Московском международном автомобильном салоне (ММАС-2018).
Был создан прототип электроплатформы для легкого коммерческого автомобиля ГАЗ, оснащенного ADAS-системами, обеспечивающего возможность движения автомобиля в автономном режиме без участия человека-водителя. Компонентный состав беспилотника представлен бортовым вычислителем, оснащенным системой автономного поддержания требуемого температурного режима, лидарами, радарами дальнего и ближнего действия, камерами, стереокамерой, ультразвуковыми датчиками, навигационной системой. Разработана программа и методика испытаний прототипа, согласованная с ООО «ОИЦ» ГАЗ. Проведены тестовые испытания, после которых автомобиль был представлен на технологическом конкурсе Up Great «Зимний город» в Центре испытаний НАМИ. Беспилотник на базе электроплатформы справился с семью тестами (из восьми возможных), что стало лучшим результатом квалификационных заездов.
Прототипы с новыми функциями формируют «портрет» и «философию» новых продуктов предприятий Группы ГАЗ. С участием Центра создан задел для интенсивного снижения зависимости предприятий ГАЗ от услуг зарубежных инжиниринговых компаний и центров, направленного на повышение стабильности производства в сложившихся геополитических условиях. Обеспечено развитие компетенций и накопление знаний по новой тематике ADAS, соответствующей актуальным трендам мировой автоиндустрии.
Для малых и средних автопредприятий региона разработаны и апробированы методики виртуальных и виртуально-физических исследований (испытаний), позволяющих снижать затраты на сертификацию транспортных средств, выпускаемых ограниченными сериями. Новые методики позволяют заменить дорогостоящие натурные испытания на менее затратные виртуальные исследования. Обеспечена возможность использования результатов моделирования в целях сертификации отдельных узлов автомобилей (кузовов и кабин, защитных устройств, элементов крепления), наиболее часто подвергаемых изменением при создании оригинальных модификаций, отличающихся от базового модельного ряда крупных автопроизводителей. Снижение затрат (в среднем на 30-40%) региональных автопроизводителей на проведение сертификации обеспечивает возможность вывода на рынки стран ЕврАзЭс автомобилей малых серий, отвечающих потребительским требованиям и действующим международным нормам безопасности.