Одной из приоритетных задач Правительства Нижегородской области обозначена подготовка высококвалифицированных кадров, востребованных новой структурой экономики. Эта задача ставится перед всем образовательным комплексом региона. При этом в Стратегии Нижегородской области обозначена ключевая проблема системы профессионального образования региона: «существенный разрыв между текущей структурой образования и потребностями экономики в навыках и квалификациях кадров. По итогам 2016 года в регионе было подготовлено в 10 раз больше менеджеров, чем необходимо экономике, при этом потребность в технических специалистах удовлетворена только на 50%». Простое увеличение контрольных цифр приема в технические вузы региона не позволяет решить эту проблему, так как число выпускников школ, сдающих ежегодно Единый государственный экзамен по физике, недостаточно и постоянно снижается, с 4500 до 3900 человек за последние три года. В начале 2017 года нами был проведен анализ работы учебных учреждений дополнительного образования учащихся школ Нижегородской области, который показал отсутствие в регионе целостной системы реализации научно-технического потенциала школьников с 1 по 11 классы. По данным Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области менее 10% школьников региона вовлечены в техническое творчество. Данный факт и объясняет малое количество выпускников школ, сдающих ЕГЭ по физике, и, соответственно, являющихся потенциальными абитуриентами технических вузов.
Следовательно, одним из основных условий вовлечения учащихся школ в научно-техническое творчество и обеспечение условий их интеллектуального роста является создание структурированной системы, которая позволяет удовлетворить потребности региона в профессионально-ориентированных инженерных кадрах.
В рамках реализации стратегического проекта «Региональная платформа «Инженерный лифт» нами разработана оригинальная система профориентации, направленная на вовлечение школьников различных возрастов в научно-техническое творчество. Ключевыми элементами этой системы являются Центры свободного доступа (ЦСД), которые стали основой формирования доступной среды для интеллектуального развития учащихся. Первый центр был создан в 2017 году на базе нашего университета в Н.Новгороде. В Центрах реализованы разработанные нами уникальные для Нижегородской области методики профориентационной работы с учащимися трех возрастных категорий 1-4, 4-6 и 7-11 классы. В Центрах развернуто исследовательское и лабораторное оборудование, в том числе и оборудование 3D прототипирования, на котором младшие школьники в игровой форме знакомятся с техническим творчеством, а старшеклассники под руководством студентов и молодых ученых в составе проектных команд решают серьезные технические задачи.
Система объединяет усилия большого числа стейкхолдеров - школы, центры дополнительного образования, университеты, промышленные предприятия региона. Ключевым результатом работы такой системы является формирование мотивированных абитуриентов, ориентированных на конкретный технический вуз региона и, в последствии, на конкретное предприятие. Такие учащиеся заносятся в информационный сервис «Мотивированный абитуриент», доступный предприятиям, для которых мы осуществляем целевую подготовку. Именно из этих ребят предприятия и формируют списки целевого приема.
Количественным показателем работы в 2018 году стало вовлечение в мероприятия проекта 6800 школьников из 20 муниципальных образований региона, заключение договоров о сотрудничестве с 46 промышленными предприятиями региона, также наполнение электронных сервисов «Мотивированный абитуриент» (2234 чел.) и «Наставник» (70 чел.).
В первой половине 2019 года сделаны качественно новые преобразования, выводящие профориентационную работу университета на новый уровень.
Отмечена необходимость создания глобальной системы профориентации, увязывающей проблемы вовлечения учащихся в инженерно-технические направления и пути их решения в регионе в целом с привлечением руководителей администрации муниципальных районов и ведущих предприятий региона. Для этого большое внимание уделено развитию интереса и навыков технического творчества в рамках инженерных олимпиад и конкурсов и организации их в муниципальных районах Нижегородской области. Под организационно-методическим руководством НГТУ и патронажем управлений образования были разработаны нормативно-методологические основы и организованы технические олимпиады и конкурсы Балахнинского, Ветлужского, Уренского и Чкаловского районов. Количество участников – 250 учащихся 4-11 классов. Общая тематика олимпиад «Техника и технологии для человека. Инженер – лидирующая профессия будущего», предложенная НГТУ, предоставила возможность провести Первую региональную техническую олимпиаду школьников, для участия в которой были приглашены команды-победители районных олимпиад. Комплекс вышеозначенных мероприятий дает возможность школьникам сориентироваться в мире профессий, осознанно подойти к выбору будущей специальности, университетам сформировать базу мотивированных абитуриентов, а предприятиям получать объективную информацию о выпускниках, претендующих на целевое обучение.
Результаты деятельности центра свободного доступа (ЦСД) явились основой для формирования конкурсной заявки от Нижегородской области, которая победила в конкурсе по созданию и функционированию центра, реализующего дополнительные общеобразовательные программы, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». В результате на базе НГТУ будет функционировать Дом научной коллаборации (ДНК), реализующий дополнительные общеобразовательные программы для школьников.
Создание Дома научной коллаборации направлено на:
- формирование нового типа мышления обучающихся, способных получать информацию, оперировать ей и использовать в целях саморазвития на протяжении всей жизни;
- формирование новой роли профессорского-преподавательского состава как наставника-организатора детских проектных команд.
Реализация подобного подхода позволяет сформировать образовательную структуру в новом формате, направленном на организацию проектной деятельности.
Созданная совместно с Нижегородским научным центром Российской академии образования (НГНЦ РАО) система наставничества явилась основой заявки от Нижегородской области, которая победила в конкурсе по созданию и функционированию центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование». На базе НГТУ создается центр профессионального мастерства для обучения педагогических работники учреждений общего образования, среднего профессионального образования и дополнительного образования школьников по физике, химии, информатике, математике, технологии, ОБЖ.
Ожидаемые результаты проекта «Инженерный лифт» к концу 2019 года:
- развитие инициативы по проведению региональной технической олимпиады школьников и создание сети организационных муниципальных центров технических олимпиад школьников под информационно-методическим руководством институтов НГТУ.
- функционирование Дома научной коллаборации (ДНК) на базе НГТУ (не менее 1500 детей, принявших участие в мероприятиях, акциях, мастер-классах, воркшопах и т.д. на базе ДНК).
- совершенствование системы наставничества в рамках федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование». В созданном на базе НГТУ центре профессионального мастерства будет обучаться до 1 800 учителей.
Все это в совокупности позволит увеличить географию проекта, а это не менее 30 муниципальных образований региона, и количество учащихся школ, вовлеченных в «Инженерный лифт», до 8 000 человек.