Директор центра
РНОЦТМ был создан в 2017 году в рамках реализации Программы развития опорного университета (Стратегический проект 4) и ориентирован на развитие деятельности университета в области транспортного машиностроения.
В Нижегородской области существует развитая автомобильная промышленность, представленная несколькими крупными предприятиями: подразделения Группы ГАЗ (ООО «Автозавод «ГАЗ», ООО «ПАЗ»), ООО СТ «Нижегородец», ООО «Группа компаний «Луидор», Автомобильный завод «Чайка-Сервис» и др. Продукция нижегородских автопроизводителей составляет около 30% в сегменте грузовых автомобилей и около 80% в сегменте автобусов. Таким образом, автомобильная промышленность региона является одной из важных составляющих экономики региона.
Анализ тенденций развития мирового автопрома позволяет говорить о том, что в ближайшие 10-15 лет будет сформирован новый рынок: автомобили с системами помощи водителю (далее ADAS-системы) и автомобили с функциями беспилотного управления. При этом наблюдается отставание отечественных автопроизводителей от мировых трендов, что может привести к потере нижегородскими автопроизводителями своих позиций на рынке.
С учетом анализа ситуации в регионе и наблюдаемых мировых трендов сформулирована цель стратегического проекта: развитие университета как интегратора решений по ADAS-системам для предприятий автомобильной отрасли региона.
Ключевые результаты 2017г.:
1. Организован новый формат взаимодействия университета с региональными подразделениями Группы ГАЗ:
- НГТУ представляет интересы Группы ГАЗ в рабочих группах отраслевого проекта «Отечественные ADAS компоненты», реализуемого в рамках дорожной карты AutoNet.
- Участие сотрудников НГТУ в работе над концепцией нового модельного ряда ГАЗ с ADAS системами (формирование исследовательской повестки Группы ГАЗ). С этой целью в ООО «Объединенный инженерный центр» Группы ГАЗ для сотрудников НГТУ организованы рабочие места для эффективной работы в проектах по ADAS-системам.
- Налажено межинституциональное взаимодействие внутри университета (совместная работа различных научных коллективов над решением «большой» задачи).
2. Получены новые инженерно-технические результаты:
- Создан прототип шасси с электроприводом передней оси и рулевой рейкой с внешним управлением.
- Создан прототип авторадара на отечественной компонентной базе.
- Разработан прототип интеллектуальных боковых зеркал, встроенных в лобовые стойки.
- Разработан стенд для прогнозирования свойств активной безопасности автомобилей с ADAS-системами.
3. Сформирована «образовательная» составляющая проекта:
- Все студенты, привлекаемые к выполнению НИОКР проекта, официально трудоустраиваются в структурных подразделениях НГТУ.
- Результаты НИОКР используются для формирования новых образовательных программ с элементами проектно-ориентированного обучения.
- Формируются студенческие инициативы (start-up) по тематикам выполняемых ПНИ и ОКР.
Успешная реализация СП4 стала основой для долгосрочного планирования совместной работы НГТУ и предприятий Группы ГАЗ:
- Составлен план создания прототипов с ADAS-системами.
- На период 2018 – 2019 гг. подписаны договора на НИОКР на общую сумму 274 млн. руб., предполагающие дополнительную поддержку со стороны Минобрнауки России в объеме 100 млн. руб.