Top.Mail.Ru

Образовательно-научный институт транспортных систем

Институт транспортных систем (ИТС) НГТУ им. Р. Е. Алексеева создан в 2013 г. в результате объединения Автомобильного института (АМИ) и факультета морской и авиационной техники (ФМиАТ), ведущих свое начало от самого основания университета. По специальностям института с 1921 года было подготовлено около 50 000 высококвалифицированных специалистов.

Мы растим инженерную элиту, способную обеспечить решение важнейших научно-практических задач стратегического развития России в области транспорта.

Успех на суше, в воде и в воздухе!

В ИТС учатся будущие инженеры транспортной отрасли.

Мы готовим специалистов в области авиационного, автомобильного, судового транспорта и нефтегазового дела.

Выпускники института работают на промышленных и транспортных предприятиях, в строительных организациях Нижегородской области и других регионов.

Занимают должности: инженер-конструктор, испытатель и эксплуатационник автомобильной, морской и авиационной техники и нефтепроводов.

Институт транспортных систем сформирован в 2013 году.

Объединяет в себе опыт Автомобильного института и Факультета морской и авиационной техники, ведущих свое начало от самого основания университета в 1921 году.

ИТС в цифрах

  • 1563 студентов ежегодно
  • 417 студентов проживают в общежитии НГТУ
  • 30000 выпускников
  • 5 студенческих конструкторских бюро
  • 9 научных лабораторий
  • 100 лет истории, опыта и практики

Где работают выпускники?

Наши партнеры


Образовательные программы

Бакалавриат

Специалитет

Магистратура

  • Энергетическое машиностроение
  • Прикладная механика
  • Нефтегазовое дело
  • Технология транспортных процессов
  • Наземные транспортно-технологические комплексы
  • Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
  • Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры

Инженер – это профессия для тех, кто любит разбираться в деталях, изучать механизмы и создавать новое.

ИТС в цифрах

  • 9 направлений подготовки
  • 389 бюджетных мест в 2020 году
  • 3 общежития для иногородних студентов
  • 5 студенческих конструкторских бюро
  • 14 500 рублей размер повышенной стипендии
  • 9 научных лабораторий

День открытых дверей ИТС

23 апреля (пятница) в 16:00

Регистрация

Задать вопрос о поступлении

Вводный инструктаж по технике безопасности

Расписание экзаменов летней сессии 2023-2024 уч. года:

Бакалавриат/специалитет 1-5 курсы очной формы обучения
Магистратура 1-2 курсы очной формы обучения

Расписание занятий на 2 семестр 2024-2025 уч. года:

Точки роста


СКБ

Студенческое конструкторское бюро – это команда студентов-инженеров, которые решают настоящие прикладные задачи. Вместе с командой ты можешь построить гоночный болид, беспилотный летательный аппарат или судно на солнечных батареях.

За время работы ты проходишь все производственные циклы – от идеи до реального изделия.

В процессе учишься проектировать, разрабатывать 3D модели, работать на станках с ЧПУ, защищать проект на конкурсах, общаться с производителями и работать в команде.

Участников консктруторских бюро всегда ждут работодатели.

Сами студенты говорят:  «Это уникальный опыт, чтобы расти и развиваться как специалист».

Начиная со 2 курса ты можешь присоединиться к одному из наших СКБ.

СКБ «Формула Студент» (страница на сайте НГТУ, группа в ВК)

  • С нуля проектируем и строим гоночный болид класса Formula Student 1C.
  • Участвуем в международных соревнованиях Formula SAE.

СКБ летательных аппаратов TECHFLY

  • Разрабатываем беспилотные летательные аппараты: мультикоптеры, гиропланы, испытательные стенды для квадрокоптеров.

СКБ «Power track»

  • Строим уникальное транспортное средство -«мотобуксировщик».
  • Или гусеничный движитель с изменяемым углом атаки гусеницы.
  • Исследуем свойства проходимости.

СКБ «Солнечная регата»

  • Строим суда на солнечных батареях.
  • Участвуем в ежегодных международных соревнованиях «Солнечная регата»

Студенческое самоуправление

ИТС – это активная студенческая жизнь. «Лучшие годы», как говорят студенты. Здесь тебя ждут новые знакомства, интересные события, интеллектуальные и творческие мероприятия, квартирники, веревочный курс и многое другое.

Выбери свою студенческую организацию.

Студенческий совет ИТС

  • СтудСовет ИТС объединяет творческих, талантливых и активных студентов.
  • Организуем веревочный курс, квартирники, День рождения ИТС, Мисс и Мистер ИТС и другие мероприятия для любимого института.

Профком студентов ИТС

  • Структурная часть первичной профсоюзной организации студентов НГТУ.
  • Основная задача профбюро – это защита твоих законных прав и представление интересов.

Дополнительное образование

Яхтшкола «Парус»

  • Научись управлять яхтой
  • Готовим членов экипажей парусных судов по программам плавания по внутренним водным путям и для плавания в международных водах.

Мы в соцсетях

Направления научной деятельности:

Пассивная безопасность и прочность кузовных конструкций автотрансопртных средств

Разработка и совершенствование методов и методик расчетной оценки пассивной безопасности и прочности кузовных конструкций автотранспортных средств. Повышение пассивной безопасности, прочности, долговечности узлов и элементов автотранспортных средств.

Вездеходные машины и транспортно-технологические комплексы

Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области повышения проходимости вездеходной техники. Исследования физико-механических свойств снежного покрова и процессов взаимодействия его с движителями транспортных машин.

Подвижность наземных транспортно-технологических машин

Исследование подвижности наземных машин, в том числе с функциями беспилотного управления, при их движении по вариативным типам опорных поверхностей в различных климатических и гравитационных условиях.

Строительно-дорожные машины д ля особо сложных природно-климатических условий

Исследование и создание опытных образцов рабочих органов и машин для разработки льда, снега и мерзлых грунтов. Исследование взаимодействия движителей машин с грунтами, имеющими низкую несущую способность.

Управление техническим состоянием автомобилей и автомобильными перевозками

Повышение надежности автотранспортных средств. Оптимизация теплового состояния автомобильных двигателей в эксплуатации. Управление автомобильными перевозками.

Кораблестроение и морская техника

Разработка основ теории разрушения льда и проектирование энергосберегающих средств продления навигации с надводных и подводных объектов. Исследования и разработка ледокольных судов на воздушной подушке. Разработка новых материалов и технологий физического моделирования взаимодействия судов со льдом при модельных испытаниях.

Энергетическое машиностроение

Совершенствование судовых, автомобильных и стационарных энергетических установок и двигателей. Определение оптимальных нагрузочных режимов судовых двигателей на речных грузовых судах.

Прикладная математика

Разработка вероятностных моделей прогнозирования надежности и ресурса конструкций. Построение моделей надежности сварных конструкций по данным неразрушающего контроля. Разработка методик и проведение испытаний образцов и элементов конструкций при статическом, повторно-статическом и усталостном нагружении с усилиями.

Аэро- и гидродинамика

Аналитическая динамика и теория колебаний. Волновые процессы в сплошных средах. Исследование аэро- и гидродинамических процессов сложных инженерных конструкций.

Математика и высшая алгебра

Развитие теории уравнений в частных производных смешанного типа, теории аналитических функций, а также теории групп и алгебр Ли. Пространственные комплексные потенциалы в теории упругости. Леводистрибутивные алгебраические системы.

Безопасность дорожного движения и техническая экспертиза транспортных средств

Исследование конструктивной и эксплуатационной безопасности транспортных средств. Разработка индивидуальных технологий и программного обеспечения проверки технического состояния транспортных средств.

Транспортные средства и конструкционные материалы для крайнего севера и арктики

Разработка и исследование транспортно-эвакуационных машин и роботов-спасателей, предназначенных для поиска и эвакуации людей с терпящих бедствия технических объектов в условиях Крайнего Севера и Арктики.

Механические трансмиссии автомобилей

Обоснование и выбор оптимальных параметров автоматических (роботизированных) систем управления многоступенчатыми механическими коробками передач и сцеплением с пневматическим приводом для перспективных грузовых автомобилей, автобусов и транспортных средств специального назначения.

Управление транспортными процессами

Совершенствование процессов функционирования транспортных процессов перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом. Комплексное изучение пассажирских и транспортных потоков.

Динамика и активная безопасность автомобилей

Исследование управляемости и устойчивости транспортных средств, оснащенных системами помощи водителю. Прогнозирование свойств активной безопасности автомобилей по результатам виртуально-физических испытаний.

Конкурсы и гранты

За последние годы научные коллективы ИТС стали победителями более 30 конкурсных отборов по Федеральной целевой программе России, программам Российского научного фонда, Постановлению Правительства РФ № 218, № 220.

Среди наиболее крупных проектов можно назвать следующие:

  • Создание экспериментального образца амфибийного автономного транспортно-тхнологического комплекса с интеллектуальной системой управления и навигации для круглогодичного проведения разведывательно-буровых работ на арктическом шельфе.
  • Разработка, исследование и создание семейства устройств автоматического и командного привода управления многоступенчатыми трансмиссиями перспективных грузовых автомобилей и автобусов с использованием адаптивных микропроцессорных систем, обеспечивающих оптимальные показатели эксплуатационных свойств транспортных средств.
  • Разработка модельного ряда высокопроизводительных шлифовальных машин с инновационным типом микротурбин для судостроительной, авиационной и других отраслей машиностроения.
  • Создание коллективного универсального спасательного средства нового типа с функцией беспилотного управления для эвакуации персонала в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на Арктическом шельфе.
  • Создание высокотехнологичного производства экологичных ресурсосберегающих легких коммерческих автомобилей.
  • Создание высокотехнологичного производства семейства коммерческих автомобилей ГАЗ, оснащенных интеллектуальными системами помощи водителю.
  • Создание высокотехнологичного производства безопасных экспортоориентированных автомобилей ГАЗ с элементами автономного управления и возможностью интеграции с электроплатформой на базовых компонентах российского производства.
  • Создание лаборатории композиционных и керамических материалов с применением к арктическим транспортным средствам (LCCM).

Алексеев Ростислав Евгеньевич (1916 - 1980 гг.)

Доктор технических наук, лауреат Ленинской и Государственных премий, выпускник кораблестроительного факультета (1941 г.).

Р.Е. Алексеев родился 18 декабря 1916 года в городе Новозыбков Черниговской губернии (ныне Брянской области).

В 1935 году Р.Е. Алексеев поступил учиться на кораблестроительный факультет Горьковского индустриального института.

С 1941 года работал на судостроительном заводе «Красное Сормово». Под его руководством создан катер на подводных крыльях, показавший на испытаниях в 1945 году скорость 87 км/час.

Подробнее: Алексеев Ростислав Евгеньевич (1916 - 1980 гг.)

В 1950 году начато серийное производство разработанных под его руководством торпедных катеров на подводных крыльях.

В 1951 году за работы в области судостроения Р.Е. Алексеев удостоен Сталинской (Государственной) премии.

С 1950-х годов развернул работы по созданию отечественного пассажирского скоростного флота. Под его руководством созданы пассажирские теплоходы на подводных крыльях «Ракета», «Метеор», «Комета» и другие.

За создание судов на подводных крыльях в 1962 году Р.Е. Алексеев удостоен Ленинской премии, ему присвоено звание «Заслуженный изобретатель РСФСР». Ученая степень доктора технических наук присуждена в 1962 году.

В 1963 году Р.Е. Алексеев избран депутатом Верховного Совета РСФСР. С 1960-х годов развернул работы по созданию отечественного экранопланостроения.

Под его руководством созданы экранопланы «КМ», «Орленок», «Волга-2» и другие.

Р.Е. Алексеев скончался 8 февраля 1980 года в городе Горьком.

В 1984 он посмертно удостоен Государственной премии за работы в области судостроения. Р.Е. Алексеев награжден министерскими наградами, юбилейными медалями, орденами Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени.

Своими научно-исследовательскими и опытно-экспериментальными работами Р.Е. Алексеев создал передовую научно-практическую школу скоростного судостроения и экранопланостроения, признанную во всем мире и обеспечившую приоритет отечественной науки и техники.

В 2007 году имя Р.Е. Алексеева присвоено Нижегородскому государственному техническому университету.


Николаев Аркадий Федорович (1914 - 1984 гг.)

Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат Сталинской премии, засуженный изобретатель СССР, почетный полярник СССР, доктор технических наук, профессор. 

Родился Николаев А.Ф. в 1914 г. в селе Великий Враг (ныне Кстовского района Нижегород-ской области). Еще мальчишкой Аркадий увлекся конструированием, делал модели моторных лодок.

Трудовую деятельность начал в 15-летнем возрасте слесарем, затем работал шофером.

В 1931 г. был зачислен курсантом Горьковского авиационного техникума Гражданского воздушного флота, который закончил с отличием в 1935 г.

Подробнее: Николаев Аркадий Федорович (1914 - 1984 гг.)

А.Ф. Николаев одновременно учился на Автозаводском вечернем филиале Горьковского индустриального института (ныне НГТУ).

В 1940 г. окончил институт по специальности «Автомобили и тракторы». В годы Великой Отечественной войны работал начальником испытательной станции авиационных двигателей на Горьковском авиационном заводе.

С 1936 по 1941 гг. А.Ф. Николаев работал на Горьковском автозаводе.

В 1938 году он стал ведущим испытателем автозавода, руководителем группы дорожных испытаний автомобилей конструкторско-экспериментального отдела ГАЗа.

Он испытывал первый советский гоночный автомобиль «ГЛ-1», на котором во время официальных соревнований установил всесоюзный рекорд скорости – 161,87 км/ч.

В 1945 г. А.Ф. Николаев перешел на постоянную работу в ГИИ, где возглавлял научно-производственный отдел (НПО) института, одновременно участвуя в проводимых научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках. В 1950 г. за создание бурильно-крановой гидравлической машины был удостоен звания лауреата Сталинской премии СССР.


А.Ф. Николаев за рулем гоночной машины ГЛ-1

В 1953 г. он был назначен научным руководителем созданной им Научно-исследовательской лаборатории механизации трудоемких процессов (НИЛ МТП) при разработке льда и мерзлых грунтов. В 1968 г. на базе названной лаборатории приказом Министра высшего и среднего специального образования РСФСР создано Опытно-конструкторское бюро по механизации разработки льда, снега и мерзлого грунта (ОКБ РАЛСНЕМГ), которым он руководил до 1983 г.

В 1956 г. А.Ф. Николаев принимал участие в испытаниях сконструиро-ванной под его руководством ледофрезерной машины для строительства ледовых аэродромов в Арктике на дрейфующей станции «Северный Полюс-6». В 1957-1958 гг. в составе Третьей Советской Антарктической экспедиции, будучи начальником санно-тракторного поезда, он достиг Южного геомагнитного полюса нашей планеты и впервые в мировой истории (это произошло 14 декабря 1958 г.) – геометрического центра Антарктиды – так называемого Полюса относительной недоступности (82°06' ю.ш., 54°58' в.д.), где была организована временная советская антарктическая станция «Полюс Недоступности». За этот подвиг ему было присвоено звание «Почетный полярник СССР», а Президиум Верховного Совета СССР наградил его Орденом Ленина.

С 1953 по 1972 гг. А.Ф. Николаев работал в должностях доцента и профессора кафедры «Детали машин» ГПИ им. А.А. Жданова, по которой ему присвоены ученые звания доцента в 1954 г. и профессора в 1970 г. В 1972 г. он основал кафедру «Строительные и дорожные машины», которой руководил до 1981 г. Под его научным руководством создано более 50 уникальных высоко-производительных машин, конструкции которых защищены 103 авторскими свидетельствами СССР и 11 патентами передовых промышленных стран.

А.Ф. Николаевым опубликовано более 180 печатных работ. Под его научным руководством защищено 14 кандидатских диссертаций. За большой вклад в развитие высшего образования, дорожно-строительной науки и техники А.Ф. Николаев в 1975 г. удостоен почетного звания «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР» и в 1980 г. он награжден орденом Октябрьской Революции.

В 1983 г. А.Ф. Николаев ушел из института на заслуженный отдых. Он умер в 1984 г. В память о его заслугах перед нашим университетом к столетию со дня его рождения на стене первого корпуса НГТУ повешена мемориальная доска.

Некоторые разработки А.Ф. Николаева и возглавляемого им ОКБ РАЛСНЕМГ


Мобильная буровая установка – одна из разработок А.Ф. Николаева, за которую он был удостоен Сталинской премии

Вариант буровой установки на гусеничном ходу


Машина на роторно-винтовых движителях для очистки от загрязнений Волго-Балтийского судоходного канала


Выход из полыньи транспортера на роторно-винтовых движителях при испытаниях на замерзшей Волге


Ледофрезерная машина для создания ледовых аэродромов

Легкая ледорезная установка для обколки судов


Фрезерный траншеекопатель ОКБ РАЛСНЕМГ на выставке строительной техники в Москве


Африкантов Игорь Иванович (1916 - 1969 гг.)

Доктор технических наук, профессор, Герой социалистического труда.

Выдающийся советский конструктор и организатор работ по созданию ядерных реакторов и оборудования для атомной промышленности, гражданского и военно-морского флота.

Один из организаторов физико-технического факультета ГПИ (ныне – институт ядерной энергетики и технической физики НГТУ).

В 1938 году окончил кораблестроительный факультет Горьковского политехнического института имени А.А. Жданова, получив квалификацию судостроителя-теплотехника.

Подробнее: Африкантов Игорь Иванович (1916 - 1969 гг.)

С 1939 по 1942 гг. работал начальником группы конструкторского бюро Сталинградской судостроительной верфи.

С 1942 по 1964 гг. — начальник отделения, заместитель начальника цеха, начальник инструментального цеха, заместитель главного технолога, заместитель начальника Особого конструкторского бюро по опытным работам, заместитель начальника — главного конструктора ОКБ, главный конструктор ОКБ завода, начальник и главный конструктор ОКБ машиностроительного завода в городе Горький.

С 1964 по 1969 годы — начальник и главный конструктор ОКБМ.

За разработку и пуск диффузионных заводов, обеспечивших производство высокообогащенного урана в 1953 году ему присуждена Сталинская премия, в 1958 году — Ленинская премия.

И. И. Африкантов руководил работами по проектированию 9 промышленных уран-графитовых реакторов и 5 тяжеловодных реакторов.

Он возглавлял работу ОКБМ по проектированию и освоению производства первого в мире энергетического реактора на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем БН-350 и БН-600.


Волков Вячеслав Михайлович

Доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, действительный член Академии транспорта, заведующий кафедрой «Динамика, прочность машин и сопротивление материалов».

В.М. Волков родился 3 мая 1936 года в г. Горьком.

В 1960 году окончил с отличием кораблестроительный факультет Горьковского политехнического института. Был оставлен для научно-педагогической работы в институте.

В 1964 году защитил кандидатскую диссертацию, в 1978 году – докторскую, в 1980 г. получил звание профессора.

Подробнее: Волков Вячеслав Михайлович

С 1978 г. непрерывно заведует кафедрой и подготовкой по специализации «Прочность корабля».

В 1994 г. открыл на кафедре новую специальность «Динамика и прочность машин».

В.М. Волков – создатель и руководитель научной школы по направлению «Математическое моделирование разрушения вязко-упруго – пластических тел с дефектами типа трещин».

Подготовил 18 кандидатов наук, руководит докторантурой, В.М. Волков автор более 150 научных публикаций, в том числе пяти научных монографий и учебника «Прочность корабля», пяти методических пособий. С 1986 г. – зам председателя, а с 2005 г. – председатель диссертационного совета.

С 1993 г. – председатель ГАК на механико-математическом факультете ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

Правительственные награды – медали: «За трудовую доблесть», «300 лет Российскому флоту».


Зуев Валерий Андреевич

Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Кораблестроение и авиационная техника».

В.А. Зуев родился 16 февраля 1940 г. в г. Горьком. С 1957 г. по 1959 г. работал токарем на заводе.

В 1965 г. закончил с отличием кораблестроительный факультет Горьковского политехнического института. 1965 - 1968 гг. – учеба в аспирантуре. С 1969 г. по 1972 г. работал в Комсомольском на Амуре политехническом институте в должностях от ассистента до заведующего кафедрой. С 1972 г. доцент кафедры «Теория и строительная механика корабля» Горьковского политехнического института.

Подробнее: Зуев Валерий Андреевич

В 1981 г. выбран заведующим кафедрой «Судостроение».

В 1991 г. присвоено звание профессора.

В 1996 г. защитил докторскую диссертацию. В.А. Зуев основатель и руководитель научной школы по новым технологиям разрушения ледяного покрова и связанных с этим фундаментальных и прикладных исследований взаимодействия судов со льдом.

Под его руководством разработана уникальная техническая система – промышленный образец ледокольной платформы на воздушной подушке массой 300 т., не имеющий аналогов в России.

Он подготовил 12 кандидатов наук, один из которых стал доктором наук. В.А. Зуев автор более 200 научных и научно–методических работ, в том числе четырех монографий, двадцати авторских свидетельств и патентов.

Правительственные награды – медали: «Ветеран труда», «300 лет Российскому Флоту». Нагрудные знаки: «Изобретатель СССР», «Золотая медаль ВДНХ». Награжден министерскими почетными грамотами.


Карпов Сергей Антонович

Профессор, основатель подготовки инженеров-кораблестроителей в Нижнем Новгороде.

В 1920 году окончил кораблестроительный факультет Санкт-Петербургского политехнического института имени Петра Великого.

В 1918-1930 гг. работал в Управлении Волжского речного пароходства и Нижегородского бюро Морского и Речного Регистра СССР.

Параллельно все эти годы вел активную научную и педагогическую работу на судостроительном отделении механического факультета Нижегородского государственного университета, где в 1921 году под руководством С.А. Карпова впервые в стране началась подготовка инженеров по специальности «Речное судостроение».

Подробнее: Карпов Сергей Антонович

С 1930 года С.А. Карпов переходит на постоянную педагогическую работу в Нижегородский механико-машиностроительный институт.

С 1930 г. по 1949 г. работал заведующим кафедрамитранспортно-машиностроительного и кораблестроительного факультетов, в 1936 году стал первым деканом кораблестроительного факультета ГИИ.

С 1919 г. по 1951 г. С.А. Карпов по совместительству вел большую педагогическую работу в других учебных заведениях Нижнего Новгорода, готовивших специалистов для судостроительной отрасли и водного транспорта.

В 1946 г. С.А. Карпову присвоено ученое звание профессора. С.А. Карпов – автор первого в стране учебника по конструкции корпуса речных судов. Он был блестящим педагогом и лектором.

За безупречную многолетнюю работу С.А. Карпов в 1951 году был награжден орденом Ленина.


Гурвич Илья Борисович

Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Двигатели внутреннего сгорания» в 1975-1991 гг.

Он родился в 1917 г. В 1940 г. окончил авто-тракторный факультет Горьковского индустриального института им. А.А. Жданова по специальности «Автомобили и тракторы».

После окончания вуза был направлен на работу на Горьковский автозавод, где сначала в 1940-1942 гг. работал старшим инженером конструкторско-экспериментального отдела (КЭО ГАЗ), затем в 1942-1944 гг. – начальником испытательной станции двигателей Горьковского автозавода.

Подробнее: Гурвич Илья Борисович

В 1944-1945 гг. участвовал в Великой Отечественной войне старшим инспектором по танкам Народного комиссариата обороны на Третьем Украинском фронте, награжден несколькими боевыми медалями.

В 1945 г. И.Б. Гурвич возвратился на Горьковский автозавод, где начал работать начальником технического сектора лаборатории двигателей. В этом же году он поступил в очную аспирантуру при кафедре «Двигатели внутреннего сгорания» ГИИ им. А.А. Жданова, в которой обучался до 1949 г. под научным руководством заведующего кафедрой, доктора технических наук, профессора Г.В. Тринклера.

В 1953 г. И.Б. Гурвич защитил кандидатскую диссертацию.

После окончания аспирантуры И.Б. Гурвич возвратился на работу на Горьковский автозавод, где в 1951 г. основал Центральную исследовательскую лабораторию двигателей и руководил ею до 1961 г. С 1961 по 1975 гг. он был научным руководителем упомянутой лаборатории, получившей в 1961 г. статус Центральной заводской испытательной лаборатории двигателей ГАЗ.
В 1961 г. началась педагогическая деятельность И.Б. Гурвича в вузах г.Горького.

В 1961-1964 гг. он по совместительству работал доцентом кафедры «Тракторы и автомобили» Горьковского сельскохозяйственного института и по этой кафедре в 1962 г. утвержден в ученом звании доцента. В 1964 г. перешел на преподавательскую работу в Горьковский политехнический институт, где сначала по совместительству работал доцентом кафедры «Термодинамика и тепло-передача», а затем с 1975 по 1997 гг. после увольнения по собственному желанию с Горьковского автозавода – на кафедре «Двигатели внутреннего сгорания»: в 1975-1991 гг. – заведующим кафедрой, в 1991-1997 гг. – профессором кафедры. В 1978 г. ему присуждена ученая степень доктора технических наук, в 1979 г. присвоено ученое звание профессора.

Активной, творческой, целеустремленной производственной, педагоги-ческой и научно-исследовательской деятельностью И.Б. Гурвич завоевал известность и авторитет среди специалистов страны, работающих в области двигателей внутреннего сгорания.

Им опубликовано свыше 220 печатных работ, среди которых 15 книг и брошюр. Под его научным руководством защитили кандидатские диссертации семь преподавателей кафедры и работников Горьковского автомобильного и Заволжского моторного заводов, подготовил и защитил докторскую диссертацию его будущий преемник на посту заведующего кафедрой «ДВС» В.И. Чумак.

Профессор И.Б. Гурвич активно участвовал в научно-технических конференциях и симпозиумах, выступал официальным оппонентом на защитах докторских и кандидатских диссертаций.

И.Б. Гурвич обладал незаурядным даром стихотворца-юмориста. Для многих юбилейных дат в жизни автомобильного факультета и в честь дней рождения своих коллег он сочинил более сотни эпиграмм, коротких четверостиший и поэм. Его хорошо известным стихотворно-юмористическим произведением является «Слово об автомобильном факультете», написанное в тяжелые для страны и вуза 90-е годы, но полное светлого юмора и оптимизма, надежд на лучшие времена.

За заслуги в области высшего образования и производственной деятельности в 1992 г. И.Б. Гурвичу присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации».

Жизнь профессора И.Б. Гурвича неожиданно для всех трагически оборвалась в 1997 г. в дорожно-транспортном происшествии неделю спустя после того, как был отмечен его 80-летний юбилей.


Маттес Наталья Викторовна (1909 - 1975 гг.)

Доктор технических наук, профессор.

Выдающийся отечественный ученый в области строительной механики корабля.

С 1950 г. по 1975 г. заведовала кафедрой «Теория и строительная механика корабля» на кораблестроительном факультете Горьковского политехнического института.

Почетный член НТО им. акад. А.Н. Крылова.

В 1930 году окончила кораблестроительный факультет Николаевского кораблестроительного института, став первой женщиной, получившей диплом инженера – кораблестроителя в этом институте.

Подробнее: Маттес Наталья Викторовна (1909 - 1975 гг.)

С 1938 г. Н.В. Маттес работает в Горьковском политехническом институте.

В 1940 году защитила кандидатскую диссертацию, а в 1948 – докторскую. Н.В. Маттес – первая женщина в нашем институте, получившая степень доктора технических наук и звание профессора.

Основное направление научной деятельности Н.В. Маттес – Вибрация и динамическая прочность судовых конструкций. Этой проблеме Н.В. Маттес посвятила более шести научных монографий и учебник. Лаборатория вибрации на кафедре носит ее имя. Фундаментальный «Учебный справочник по прочности судов внутреннего плавания», одним из авторов которого является Н.В. Маттес, выдержал три издания. Через аспирантуру Н.В. Маттес прошло 15 аспирантов, ставшими кандидатами и докторами наук.

Правительственные награды – орден Ленина и медали: «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 гг.» и «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».


Кабачинский Николай Николаевич (1898 - 1959 гг.)

Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрами «Судовые силовые механизмы», «Начертательная геометрия и инженерная графика», «Теоретическая механика», декан кораблестроительного факультета.

Видный педагог и ученый-кораблестроитель, высшее образование получил на механическом отделении Нижегородского государственного университета.

Область научных, производственных и творческих интересов: проектирование грузоподъемных механизмов, вопросы прочности в судостроении, сопротивление воды движению судов, теория судовых движителей.

Подробнее: Кабачинский Николай Николаевич (1898 - 1959 гг.)

Среди крупных научных достижений - создание методики определения напряжений в гребном валу при ударе винта о твердый предмет, конструкция реверсивного редуктора для гребных винтов мелкосидящих судов с разветвлением энергии двигателя.

Под руководством Н.Н. Кабачинского созданы труды по теории крыльчатых движителей и разработан ряд методов аналитической гидродинамики корабля.


Керичев Вячеслав Михайлович (1902 - 1961 гг.)

Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой кораблестроения.

Родился в местечке Звениговский затон Чебоксарского уезда 29 августа 1902 года в семье механика-практика.

Весной 1919 года В.М. Керичев поступил учиться в Нижегородский государственный университет, по окончании которого стал работать инженером-конструктором в судостроительном техническом бюро Сормовского завода.

Первый выпускник нашего вуза по кораблестроительной специальности (1925 год).

Подробнее: Керичев Вячеслав Михайлович (1902 - 1961 гг.)

В 1933г. был спущен на воду буксирный пароход «Сварщик», построенный без единой заклепки по чертежам тридцатилетнего конструктора В.М. Керичева.

С 1947 года – начальник и главный конструктор завода «Красное Сормово».

В 50-е годы коллективом конструкторов под руководством В.М. Керичева была выполнена большая работа по созданию флагманов речного флота – пассажирских дизель-электроходов «Ленин» и «Советский Союз».

В 1957-58гг. на заводе разработали проект первого сухогрузного теплохода грузоподъемностью 2000 тонн смешанного плавания. Одновременно был разработан проект грузового теплохода грузоподъемностью 2700 тонн, предназначенного для грузоперевозок по Волго-Балтийскому пути без ограничения по погоде. Позднее головное судно этого проекта, названное «Профессор Керичев», открыло навигацию на вступившем в строй в 1962 году Волго-Балтийском канале.

Работы В.М. Керичева, касающиеся опыта постройки сварных корпусов, послужили основой для массового внедрения сварки в судостроении. За создание новых типов речных судов Вячеславу Михайловичу Керичеву присвоено звание лауреата Сталинской премии.

За самоотверженный труд на благо Родины Вячеслав Михайлович Керичев награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».


Полканов Леонид Дмитриевич (1913 - 1990 гг.)

Профессор, декан кораблестроительного и физико-технического факультетов.

Родился 20 декабря 1913 году в селе Безводное Нижегородской губернии и уезда Кстовской волости в семье крестьянина.

В 1936 году с отличием закончил кораблестроительный факультет Горьковского политехнического института по специальности «механическое оборудование судов».

Работал слесарем на Горьковской судоверфи, после окончания института – конструктором на заводе «Красное Сормово».

В 1938-1939 годах воевал на Карельском перешейке.

Подробнее: Полканов Леонид Дмитриевич (1913 - 1990 гг.)

В военные годы трудился старшим конструктором, заместителем начальника отдела завода «Красное Сормово» и испытывал танки Т-34 на фронте.

С октября 1945г. работал в Горьковском политехническом институте.

С августа 1946г. - заведующий кафедрой «Паротехника».

С января 1952г. по май 1962г. – декан Кораблестроительного факультета и доцент кафедры «Судовые машины». С 30 мая 1962г. переведён на должность декана вновь организованного закрытого физико-технического факультета.

С 1976г. работал в должности профессора кафедры проектирования и эксплуатации реакторов ГПИ им. А.А. Жданова. Проработал в институте до 30 июня 1985 года.

Автор более 50 научно-методических работ.

Двое детей. За успехи в труде награжден орденом «Красная звезда», медалями: «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.», «В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».


Ершов Николай Федорович (1926 - 2013 гг.)

Выпускник Горьковского института инженеров водного транспорта (1949), кораблестроительный факультет.

Доктор технических наук, Заслуженный деятель науки РФ, академик Академии транспорта, имеет четыре медали «Почетный работник Высшей школы», награжден медалью академика Вавилова, лауреат премий на конкурсах по механике и прочности.

Член правления общества «Знание России», президент общества «Знание» Нижегородской области, председатель Совета Нижегородского Дома ученых, организатор и первый председатель докторского диссертационного совета по кораблестроительным специальностям в НГТУ.

Подробнее: Ершов Николай Федорович (1926 - 2013 гг.)

Долгое время заведовал кафедрой «Теоретическая механика» на Кораблестроительном факультете НГТУ.

Подготовил ряд докторов и кандидатов наук, отрыл новое научное направление в судостроении – упругопластическая деформации подкрепленных судовых пластин.

Автор 4 монографий по прочности и гидроупругости судовых конструкций, в том числе монографии «Прочность судовых конструкций при локальных динамических нагружениях» издательство «Судостроение», 1989г., автор более чем 150 научных работ по динамике, прочности, устойчивости судовых конструкций.


Гиттис Владимир Юльевич

Родился в 1890 г. В 1912 г. окончил механическое отделение Петербургского политехнического института.

После окончания института он работал в различных учебных заведениях Петербурга (Петрограда, Ленинграда):

в 1912-1920 гг. – преподавателем политехнических курсов Общества народных университетов; в 1913-1922 гг. – преподавателем политехнического института; в 1920-1930 гг. – ректором и профессором технико-педагогических курсов; в 1921 г. – профессором агрономического института; в 1926-1930 гг. – профессором технологического института; в 1926-1933 гг. – заместителем директора Научно-исследовательского дизельного института; в 1930-1938 гг. – профессором индустриального института.

Подробнее: Гиттис Владимир Юльевич

В.Ю. Гиттис находил также силы и время работать по совместительству в учебных и научно-исследовательских организациях Москвы и Нижнего Новгорода (Горького).

Так, в 1918-1919 гг. он по совместительству работал профессором в Нижегородском государственном университете, в 1926-1931 гг. – руководителем отдела легких двигателей в топливной лаборатории Научно-технического управления ВСНХ (г. Москва) и в 1928-1930 гг. – заместителем директора Научно-исследовательского автотракторного института (НАТИ, г. Москва).

В 1926 г. ему за большой вклад в учебно-методическую и научную работу без защиты докторской диссертации было присвоено ученое звание профессора.

В 1938-1942 гг. В.Ю. Гиттис заведовал двумя кафедрами в Горьковском индустриальном институте им. А.А. Жданова: в 1938-1939 гг. – кафедрой «Автомобили и тракторы» и в 1938-1942 гг. – кафедрой «Автотракторные двигатели».

Интенсивная педагогическая и научная работа В.Ю. Гиттиса способствовали росту его известности как ученого в области двигателей внутреннего сгорания и автотракторной техники. К концу 30-х годов прошлого века им было опубликовано 13 книг и около 170 статей, в том числе учебник по теории и конструкции автомобиля.

Им было организовано издание очень авторитетного в среде двигателистов страны журнала «Дизелестроение». С 1932 г. он член Совета по энергетике Академии наук СССР.

Имя В.Ю. Гиттиса было в свое время известно и большому кругу иностранных специалистов. Он был избран членом Американской Ассоциации автомобильных инженеров и Союза германских инженеров, побывал в научных командировках в Германии, Австрии, Франции, Италии, Финляндии, Швеции.

В 1942 г. В.Ю. Гиттис уехал из г. Горького.

Сведений о его жизненном пути после 1942 г. в архивах Нижегородской области не имеется.


Кравец Владислав Николаевич

Родился в 1940 г. В 1962 г. с отличием окончил машиностроительный факультет Горьковского политехнического института им. А.А. Жданова по специальности «Автомобили и тракторы».

По распределению молодых специалистов был направлен на преподавательскую работу на кафедру «Автомобили» ГПИ им. А.А. Жданова, где с 1962 по 1968 гг. работал ассистентом и с 1968 по 1971 гг. – старшим преподавателем.

В 1962 г. проходил стажировку на автомобильных предприятиях и в научно-исследовательских организациях Чехословацкой Социалистической Республики, по итогам которой в 1963- 1965 гг. совместно с И.Н. Успенским опубликовал несколько печатных работ в центральных издательствах СССР.

Подробнее: Кравец Владислав Николаевич

С 1965 по 1971 гг. по совместительству работал младшим научным сотрудником в Научно-исследовательском секторе (НИС) института.

В 1970 г. В.Н. Кравец защитил кандидатскую диссертацию и в 1971 г. ему присуждена ученая степень кандидата технических наук. В этом же году был избран на должность доцента кафедры «Автомобили», по которой в 1972 г. ему присвоено ученое звание доцента.

С 1971 по 1974 гг. по совместительству работал старшим научным сотрудником в НИС ГПИ.

В 1970-1973 гг. он ответственный секретарь отборочной комиссии машиностроительного факультета, заместитель ответственного секретаря и ответственный секретарь приемной комиссии института. В 1973-1974 гг. работал заместителем декана машиностроительного факультета, после чего в 1974 г. избран деканом этого факультета и руководил факультетом до 1982 г.

В 1982 г. назначен начальником учебно-методического управления – заместителем проректора по учебной работе и в этой должности работал до 1986 г.

В 1982-1991 гг., будучи старшим научным сотрудником НИЧ ГПИ, был научным руководителем комплекса работ по реализации постановления Совета Министров СССР о создании промышленного транспорта черной металлургии страны на базе автотранспортных средств особо большой грузоподъемности.

С 1985 по 1992 гг. возглавлял в институте выполнение Комплексной программы целевой индивидуальной подготовки специалистов (ЦИПС) Минвуза РСФСР в должности проректора по ЦИПС.

В 1990 г. В.Н. Кравец вновь был избран деканом автомобильного факультета и работал в этой должности до 1996 г.

В 1992 г. избран на должность профессора кафедры «Автомобили и тракторы» и в 1993 г. утвержден в ученом звании профессора. По совместительству с 1995 г. по 2000 г. работал в холдинге «Техносервис» начальником бюросертификации и с 1998 по 2000 гг. занимался разработкой нормативно-технической документации в Центре безопасности дорожного движения и технической экспертизы (ЦБДДТЭ) НГТУ.

По достижении пенсионного возраста в 2000 г. В.Н. Кравец перешел на работу заместителем генерального директора по качеству и сертификации холдинга «Техносервис» и по совместительству продолжал работать на 0,5 ставки профессора кафедры «Автомобили и тракторы» НГТУ.

В 2004 г. защитил докторскую диссертацию и в 2005 г. ему присуждена ученая степень доктора технических наук. После присуждения докторской степени уволился из холдинга «Техносервис», перешел на полную ставку профессора кафедры «Автомобили и тракторы» НГТУ и по совместительству стал работать ведущим специалистом ЦБДДТЭ. В 2006 г. по совместительству принят на работу начальником бюро научно-технической информации Некоммерческого партнерства «Институт сертификации автомототехники», в 2007 г. по совместительству избран на 0,25 ставки профессора кафедры «Машиностроение» Ковровской государственной технологической академии им. В.А. Дегтярева.

В 2000 г. В.Н. Кравец избран членом-корреспондентом, а в 2001 г. – действительным членом Академии проблем качества Российской Федерации, в 2005 г. – действительным членом Российской академии транспорта, в 2008 г. – членом-корреспондентом Академии инженерных наук им. А.М. Прохорова.

За 46 лет научно-педагогической деятельности он опубликовал более 490 научных, учебно-методических и публицистических работ, среди которых более 30 книг и брошюр. Является автором и соавтором трех учебных пособий с грифами Министерств образования СССР и РФ и семи учебных пособий с грифом УМО. Он освоил семь учебных дисциплин, поставил две новые учебные дисциплины. Руководит курсовым и дипломным проектированием студентов, научной работой магистров, около 20 лет бессменно работает в составе ГЭК и ГАК кафедры.

Работая в ЦБДДТЭ, В.Н. Кравец участвовал в разработке комплекта нормативных документов по инструментальному диагностированию авто-транспортных средств при государственном техническом осмотре. Под его научной редакцией и при непосредственном участии впервые в стране издано пять выпусков учебно-методического пособия «Проверка технического состояния транспортных средств» (объемом от 6 до 23 уч.-изд. л.).

В.Н. Кравец основал на кафедре научное направление по исследованию и повышению показателей эксплуатационных свойств колесных машин и совершенствованию их конструкций. Результаты научных исследований, в том числе материалы 23 изобретений, внедрены в ОАО «ИжАвто», ОАО «ГАЗ», Нижегородском областном отделении Российской транспортной инспекции, в проектно-конструкторской организации и в 11 предприятиях Министерства черной металлургии страны. На основе выполненных научных исследований им подготовлено три кандидата технических наук.

В 1974-1976 гг. будучи деканом факультета В.Н. Кравец был председателем межфакультетского диссертационного совета по защитам кандидатских диссертаций, с 1992 по 2000 гг. – членом созданного им кандидатского диссертационного совета, а с 2008 г. – членом докторского диссертационного совета при НГТУ.

В.Н. Кравец постоянно повышает свою квалификацию. Обучался на факультетах повышения квалификации в Московском автодорожном и Московском автомеханическом институтах, стажировался в НАМИ, на Волжском и Горьковском автозаводах, трижды участвовал в совещаниях – семинарах деканов вузов региона. С отличием окончил Университет марксизма-ленинизма Горьковского горкома КПСС и Факультет новых методов и средств обучения НИИ проблем высшей школы Минвуза СССР. В 2000 г. прошел обучение по программе «Менеджмент и сертификация систем качества по МС ИСО 9000».

Имеет удостоверение международного эксперта по сертификации систем менеджмента качества предприятий.

За время работы в вузе В.Н. Кравец активно участвует в общественной работе. С 1991 г. по настоящее время работает в составе Учебно-методической комиссии по специальности Министерства образования РФ, в том числе в последние десять лет заместителем председателя.

Работал и продолжает работать в составе Ученого совета вуза, Совета автомобильного факультета, председателем методической комиссии вуза по направлению обучения и методической комиссии кафедры, заместителем заведующего кафедрой по учебно-методической работе, куратором и политинформатором в академических группах, а также во Всесоюзном обществе «Знание», педагогическом обществе РСФСР, Ассоциации автомобильных инженеров Российской Федерации. Неоднократно избирался в общественные организации вуза и факультета.

В.Н. Кравец награжден медалью «За трудовую доблесть», знаком «Победитель социалистического соревнования 1973 г.», знаком «Ударник девятой пятилетки», нагрудным значком «За отличные успехи в работе в области высшего образования СССР», нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», удостоен почетного звания «Ветеран труда». Его биографические данные опубликованы в энциклопедиях «Кто есть кто в Нижегородской области» в 2000 и 2008 гг. и «Видные ученые России (Нижний Новгород)» в 2007 г.


Мозохин Николай Гаврилович (1910 - 1973 гг.)

Родился в 1910 г. В 1932 г. окончил авто-тракторное отделение Ленинградского политехнического института им. М.И. Калинина.

В 1932-1933 гг. работал конструктором Ленгипроавто при заводе «Красный Путиловец» (г. Ленинград). В 1933 г. получил направление на работу на Горьковский автомобильный завод им. В.М. Молотова, где непрерывно проработал 40 лет.

В 1933-1935 гг. Н.Г. Мозохин работал инженером-конструктором технического отдела. В этот период на предприятии параллельно с выпуском автомобилей ГАЗ-А и ГАЗ-АА на основе лицензионной технической документации концерна «Форд» (США), разработанной в дюймовой системе мер, началось создание собственных модификаций автомобилей, необходимых народному хозяйству страны.

Подробнее: Мозохин Николай Гаврилович (1910 - 1973 гг.)

Н.Г. Мозохин конструировал агрегаты и узлы шасси новых автомобилей (сцепления, коробки передач, рулевые управления).

Он активно участвовал в составлении переводных таблиц числовых значений из дюймовой в метрическую систему мер, введенную в тот период в действие в СССР.

В 1935-1936 гг. он работал ведущим конструктором по разработке коробки передач автомобиля ГАЗ-М1. В 1939 г. назначен начальником конструкторской группы коробок передач, рулевых управлений и сцеплений. В этой должности в период Великой Отечественной войны он конструировал узлы и агрегаты объектов армейской и боевой военной техники. В 1943-1946 гг. руководил созданием четырехцилиндрового рядного бензинового двигателя для нового легкового автомобиля ГАЗ-М20 «Победа».

В 1948 г. после перевода главного конструктора шасси ГАЗ А.М. Кригера на должность главного конструктора Кутаисского автозавода Н.Г. Мозохин был назначен начальником конструкторского бюро шасси и двигателя – заместителем главного конструктора Горьковского автозавода. В 1949 г. он был удостоен почетного звания лауреата Сталинской премии за создание и освоение в производстве автомобиля ГАЗ-М20 «Победа». Н.Г. Мозохин принимал непосредственное участие в разработке конструкций сцеплений и коробок передач автомобилей ГАЗ-М1, ГАЗ-11, ГАЗ-63, ГАЗ-М20 и в проектировании автомобиля ГАЗ-12 «ЗИМ». Дважды в 1937-1938 гг. и в 1945-1947 гг. был командирован в Соединенные Штаты Америки по вопросам закупки производственного оборудования для Горьковского автозавода.

В 1952 г. Н.Г. Мозохин был назначен первым заместителем главного конструктора автозавода с полным непосредственным подчинением ему КБ легковых автомобилей, КБ двигателей и КБ электрооборудования. В 1965 г. он был назначен главным конструктором ГАЗ по поршневым двигателям – заместителем главного конструктора Горьковского автозавода.

Много труда и творческих сил Н.Г. Мозохин вложил в разработку, создание и освоение производства автотранспортных двигателей моделей ГАЗ-М20, ГАЗ-51, ГАЗ-21, ГАЗ-66, ГАЗ-53А, ГАЗ-51Ф, ГАЗ-12, ГАЗ-47, ГАЗ-13, ГАЗ-14 и других, а также шасси нескольких поколений легковых и грузовых автомобилей марки ГАЗ. Оригинальные разработки внедренных в производство конструкций агрегатов и узлов автомобилей защищены 11 авторскими свидетельствами и награждены несколькими серебряными медалями ВДНХ СССР.

Большую научно-производственную и организационную деятельность на Горьковском автозаводе Н.Г. Мозохин успешно сочетал с педагогической, учебной, научной и организационной деятельностью на кафедре «Двигатели внутреннего сгорания» ГПИ им. А.А. Жданова. В институте он работал с 1954 г., сначала по совместительству преподавателем, а с 1956 по 1973 гг. заведовал указанной кафедрой.

В период работы на кафедре он защитил кандидатскую диссертацию, ему была присуждена ученая степень кандидата технических наук и вскоре присвоено ученое звание профессора как ведущему специалисту страны в области создания прогрессивных конструкций автомобильных двигателей.

Заслуги Н.Г. Мозохина отмечены высокими правительственными наградами – двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», Почетной грамотой Верховного Совета СССР.

Умер Н.Г. Мозохин в 1973 г.


Сыркин Павел Эммануилович

Родился в 1922г. В 1939 г. поступил учиться на автотракторный факультет Горьковского индустриального института им. А.А. Жданова.

В 1941 г. был призван на службу в Военно-воздушные войска Балтийского флота.

Участвовал в Великой Отечественной войне в качестве шофера, моториста авиационной эскадрильи, комсорга авиационной части. В 1945 г. заочно окончил курсы иностранных языков в Москве и служил переводчиком с немецкого языка.

В 1946 г. П.Э. Сыркин демобилизовался из Советской армии и продолжил учебу в ГИИ им. А.А. Жданова.

Подробнее: Сыркин Павел Эммануилович

В 1950 г. с отличием окончил механический факультет института по специальности «Автомобили и тракторы» (специализация «Двигатели внутреннего сгорания»). По распределению был направлен на Горьковский автомобильный завод им. В.М. Молотова.

В 1950-1955 гг. работал мастером, старшим мастером, начальником участка, заместителем начальника механосборочного цеха №2. Участвовал в освоении производства автомобилей ЗИМ, ГАЗ-63, ГАЗ-69 и др.

В 1955 г. переведен в Конструкторско-экспериментальный отдел ГАЗ на должность ведущего конструктора – руководителя конструкторской группы, и в этой должности работал до 1968 г.

Участвовал в разработке конструкций двигателей легковых автомобилей ГАЗ-21 и ГАЗ-24 «Волга», руководил разработкой и непосредственно участвовал в создании семейства V-образных восьмицилиндровых двигателей для легковых и грузовых автомобилей, автобусов и бронетранспортеров.При создании этих двигателей впервые в мире были освоены литье под давлением алюминиевого блока цилиндров V-8, впервые в стране – коленчатые валы из чугуна с глобулярным графитом, детали из металлокерамики, центробежный масляный фильтр и др.

На основе разработок новых конструкций двигателей в 1967 г. П.Э. Сыркин защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук.

В 1968 г. П.Э. Сыркин перешел на преподавательскую работу в Горьковский политехнический институт им. А.А. Жданова. В 1968-1970 гг. он работал доцентом на кафедре «Автомобильный транспорт», по которой в 1969 г. ему присвоено ученое звание доцента.

В 1970 г. П.Э. Сыркин вновь вернулся работать на крупное промышленное предприятие – Заволжский моторный завод (ЗМЗ) им. 50-летия Октября, на котором до 1977 г. работал главным конструктором.

Руководил работами по модернизации и созданию новых модификаций рядных четырехцилиндровых и V-образных восьмицилиндровых двигателей, созданию образцов V-образных шестицилиндровых двигателей, а также двигателей с электронно-управляемым впрыском топлива, стационарных и газовых модификаций. Одновременно по совместительству работал доцентом на кафедрах «Автомобильный транспорт» в 1970-1976 гг. и «Двигатели внутреннего сгорания» в 1976-1977 гг. ГПИ им. А.А. Жданова.

В 1977 г. П.Э. Сыркин перешел на постоянную работу профессором кафедры «Двигатели внутреннего сгорания» и в этой должности продолжает работать до настоящего времени.

В 1992 г. ему присвоено ученое звание профессора, в 2002 г. после защиты докторской диссертации ему присуждена ученая степень доктора технических наук.

П.Э. Сыркин является автором более 150 научных работ, в том числе нескольких монографий, изданных в центральных издательствах «Машино-строение» и «Транспорт». На кафедре он читает лекции по трем учебным дисциплинам, руководит подготовкой кандидатских диссертаций.

Как ведущий специалист в области двигателестроения принимал активное участие в работе научно-технических организаций: Всесоюзного совета научно-технических обществ, Областного и Центрального правления НТО «Машпром», Научного совета по проблемам двигателестроения при Госкомитете по науке и технике Совета Министров СССР, Научно-технического совета Министерства автомобильной промышленности СССР.

Свободно владея немецким языком, многие годы работал внештатным референтом реферативных журналов ВИНИТИ «Автомобилестроение» и «Силовые установки».

Награжден орденами Трудового Красного Знамени и Отечественной войны II степени, многими боевыми и юбилейными медалями.

Ему присвоены почетные звания «Заслуженный машиностроитель Российской Федерации», «Ветеран автомобильной промышленности», «Ветеран Нижегородского государственного технического университета».


Тринклер Густав Васильевич (1876 - 1957 гг.)

Родился в 1876 г. В 1894 г. поступил учиться на механическое отделение Петербургского техно-логического института, которое закончил с отличием в 1899 г.

В 1898 г. будучи студентом пятого курса изобрел новый двигатель – первый в мире нефтяной бескомпрессорный высокого давления, который известен в технической литературе как «Тринклер-мотор».

В 1899-1900 гг. отбывал воинскую повинность и затем в 1900-1902 гг. работал конструктором на Путиловском заводе в Петербурге, где выполнил технический проект изобретенного им двигателя. Путиловский завод отказал изобретателю в финансировании изготовления двигателя, поэтому в 1902 г. он уехал в Германию.

Подробнее: Тринклер Густав Васильевич (1876 - 1957 гг.)

В 1902-1907 гг. в г. Ганновере на заводе братьев Кертис под его руководством «Тринклер-мотор» был изготовлен и здесь же освоено его промышленное производство.

С 1907 по 1928 гг. Г.В. Тринклер работал на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде главным инженером – руководителем производства двигателей и в 1928-1930 гг. – консультантом по их проектированию и изго-товлению.

По его разработкам на заводе было изготовлено несколько образцов транспортных и стационарных дизелей.

Во время Первой мировой войны был мобилизован в армию и в 1914-1917 гг. служил прапорщиком в ополчении.

С 1917 по 1918 гг. Г.В. Тринклер по совместительству работал преподавателем в Нижегородском политехническом институте и в 1918- 1930 гг. – профессором в Нижегородском государственном университете.

В 1930 г. он был арестован ОГПУ по обвинению во вредительстве на заводе «Красное Сормово» и отбывал наказание в Нижнем Новгороде и Москве. В 1932-1934 гг., будучи заключенным, работал штатным инженером в техотделе ЭКУ-ОГПУ, затем в спецотделе НАТИ и профессором в Московском электро-механическом институте инженеров транспорта. В этот период им выполнен проект быстроходного дизельного двигателя, который был удостоен премии.

В 1934 г. после отбывания наказания Г.В. Тринклер возвратился на работу на завод «Красное Сормово», где по его разработкам были построены двига-тели оригинальных конструкций для речных и морских судов, тепловозов и большой стационарный двигатель для фабрики «Красный Перекоп» в Ярославле. За разработку этих двигателей был награжден орденом Трудового Красного Знамени и несколькими специальными золотыми медалями.
Он возобновил по совместительству преподавательскую деятельность в технических вузах г. Горького.

В 1934-1944 гг. работал заведующим кафедрой «Двигатели внутреннего сгорания» в Горьковском институте инженеров водного транспорта. В 1935 г. по представлению руководства вуза ему без защиты докторской диссертации присуждена ученая степень доктора технических наук и присвоено ученое звание профессора.

В 1944 г. Г.В. Тринклер по совместительству был назначен заведующим кафедрой «Автотракторные и танковые двигатели» Горьковского индустриального института им. А.А. Жданова. В этой должности он работал до 1949 г., а с 1949 по 1951 гг. был профессором кафедры.

Г.В. Тринклер пользовался мировой известностью как изобретатель «Тринклер-мотора», который им был запатентован в 12 странах. Он написал монографию по двигателям внутреннего сгорания, в которой отразил свой 45-летний опыт в этой области, опубликовал десятки научных статей.

Им подготовлено два доктора и более десяти кандидатов технических наук.

В 1951 г. в 75-летнем возрасте он ушел на заслуженный отдых.

Умер Г.В. Тринклер в 1957 г.


Подразделения