Заведующая кафедрой
Стратегия кафедры: подготовка специалистов, способных сочетать исследовательскую, проектную, технологическую и предпринимательскую деятельность; содействие становлению и развитию проф. карьеры и жизненного успеха.
Миссия кафедры: комплексная подготовка конкурентоспособных специалистов, адаптированных для работы в современных инновационных условиях в области морской и авиационной техники;максимально содействовать творческой самореализации преподавателей, научных сотрудников, студентов и аспирантов.
Заведующий кафедрой: к.т.н., доцент Калинина Надежда Викторовна
Заместитель заведующего кафедрой по учебной работе: доцент Дробышевский В.Г.
Заведующий лабораторией: Засорина Н.В., Золотов Н.В.
Направление подготовки |
Направления деятельности выпускников |
|
Проектирование, строительство и эксплуатация судов различных типов, а также средств океанотехники для добычи нефти и газа, научных исследований в области судостроения. |
|
Решение сложных задач в области проектирования, строительства и эксплуатации судов и морских сооружений, предназначенных для работы в суровых климатических условиях Арктики и Антарктики. |
|
Подготовка инженеров, специализирующихся на разработке, проектировании, производстве и эксплуатации самолетов и авиационной техники, способной транспортировать различные грузы в соответствии с целевым назначением. |
Кафедра «Кораблестроение и авиационная техника» (ранее кафедра «Судостроение») организована в 1932 г., хотя прием для подготовки инженеров-кораблестроителей был осуществлен в 1921 г.
С 1959 г. кафедра стала проводить подготовку морских инженеров по кораблестроительной специальности и специализациям:
Первый заведующий кафедрой - профессор С.А. Карпов.
На кафедре имеется лаборатория проектирования и ледовых качеств судов с опытовым ледовым бассейном для испытаний моделей судов; круглым стендом с прессом и морозильной камерой, предназначенными для изучения физико-механических свойств ледяного покрова.
Кафедру в свое время окончили известные в России и за рубежом специалисты и ученые: руководитель-главный конструктор ЦКБ по судам на подводных крыльях, создатель первых судов на подводных крыльях и экранопланов, Лауреат Ленинской и Государственной премий, д.т.н. Р.Е. Алексеев (чье имя носит университет); создатель первых судов на воздушной подушке, Лауреат Государственных премий к.т.н. А.А. Животовский; создатель многоцелевых атомных подводных лодок, Лауреат Государственных премий, герой России, профессор В.П. Воробьев; главный конструктор завода «Красное Сормово», Лауреат Государственных премий, профессор В.М. Керичев; генеральный конструктор ЦКБ «Лазурит», лауреат Государственной премии, к.т.н. С.А. Лавковский; главный конструктор того же ЦКБ, лауреат Государственной премии, к.т.н. А.А. Постнов; д.т.н, профессор, Заслуженный деятель науки РФ В.М. Волков, д.т.н., профессор, Заслуженный деятель науки РФ В.А. Зуев, д.т.н., профессор А.Н. Попов, д.т.н., профессор Г.Г. Шахверди, д.т.н., профессор В.В. Девнин, профессор, д.т.н. Е.М. Грамузов и др.
В советское время Нижегородские (Горьковские) авиапредприятия пополнялись выпускниками МАИ, Куйбышевского авиакосмического института, Казанского авиационного института. В перестроечный период по известным причинам такое пополнение прекратилось. Быстро шла убыль и старение инженерных кадров. Завод неоднократно обращался к городским властям с просьбой об организации подготовки инженеров по специальности «Самолетостроение» в Нижнем Новгороде.
После консультаций с Московским авиационным институтом, УМО по аэрокосмическим специальностям РФ и, учитывая многолетний опыт кораблестроительного факультета и кафедры «Судостроение» НГТУ в подготовке инженеров по проектированию и постройке экранопланов и судов на подводных крыльях, было решено открыть новую специальность «Самолето- и вертолетостроение» в Нижегородском государственном техническом университете. Первый прием на эту специальность (20 студентов) был проведен в 2004 году. В этом же году был проведен набор студентов (20 человек) для обучения по очно-заочной форме. Первый выпуск специалистов очной формы обучения (13 человек) осуществлен в 2009 году.
В 2006 году на авиационном заводе «Сокол» был создан филиал кафедры «Кораблестроение и авиационная техника».
В настоящее время кафедра «КиАТ» тесно сотрудничает с АО КБ «Вымпел» и АО ЦКБ «Лазурит». В КБ «Вымпел» организована базовая кафедра. С АО ЦКБ «Лазурит» заключен договор о сетевом взаимодействии. Прочные связи установлены со многими судостроительными предприятиями и организациями.
В НГТУ по инициативе АО КБ «Вымпел» и АО ЦКБ «Лазурит» по направлению 26.04.02 «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» с 2013 г. введена образовательная программа «Проектирование судов и морских сооружений, эксплуатирующихся в ледовых условиях». Магистры выполняют курсовые проекты, научно – исследовательскую работу и выпускные квалификационные работы, связанные с проектированием и эксплуатацией судов ледового плавания и ледоколов. Активно участвуют в качестве исполнителей в различных проектах и НИР кафедры.
Исследования проводились по заданиям ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Минобрнауки, Верхне-Волжского пароходства, проектных бюро АО КБ «Вымпел», ЦКБ «Лазурит» и др. Научным руководителем этих направлений был зав. кафедрой Зуев В.А.
В соответствии с этими работами были выполнены значительные фундаментальные и прикладные исследования, проведены проектные работы и построена опытная ледокольная платформа на воздушной подушке. Имеются более 45 патентов РФ, в том числе на промышленный образец платформы.
Значительное внимание уделено работам по разрушению льда с подводных объектов, по обеспечению безопасности жизнедеятельности при добыче нефти и газа на шельфе Арктических морей.
На сегодняшний день ведутся исследования по оценке ледовых качеств судов и их взаимодействия со льдом, оптимизации проектных характеристик ледоколов и судов ледового плавания, разработке математических моделей, алгоритмов и ППП по оценке этих взаимодействий в рамках приоритетного направления развития науки и технологий по указу президента РФ: «Создания интеллектуальных транспортных систем, а также удержание лидерских позиций в освоении и использовании Мирового океана, Арктики и Антарктики».
Продолжаются работы по поиску новых способов и технологий физического моделирования ледяного покрова при испытаниях в опытовом ледовом бассейне.
В 2022 году завершена работа по грантам РФФИ:
В 2024 году завершена работа по проекту РНФ «Экспериментально-теоретическое исследование полуэмпирических моделей взаимодействия судов со льдом».
Кафедрой впервые в России проведены исследования, выполнены проектно-конструкторские разработки, построены, проведены испытания и сданы в опытную эксплуатацию ледокольные платформы на воздушной подушке.
Проведены успешные испытания полунатурных моделей ледокольных судов на воздушной подушке при реализации изгибно-гравитационного способа разрушения ледяного покрова. Результаты внедрены в ВМФ РФ.
Разработаны способы и системы разрушения ледяного покрова с подводных объектов, внедренные в образцы новой техники.
Предложены новые материалы для имитации ледяного покрова при модельных испытаниях судов, разработаны новые технологии проведения испытаний и пересчета результатов на натуру, позволяющие более полно удовлетворить требованиям теории подобия.
Разработаны основы теории разрушения ледяного покрова и взаимодействия судов со льдом.
Разработаны проекты ледокольных платформ на воздушной подушке.
Разработаны математические модели движения ледоколов при работе в нестационарных ледовых условиях.
За последние годы сотрудниками кафедры опубликовано более ста научных работ, из них треть в зарубежных изданиях.
Профессор кафедры