Кафедра «Электрооборудование, электропривод и автоматика»

В настоящее время на кафедре работает 25 преподавателей, в том числе 4 д.т.н., профессора, 14 к.т.н., доцентов, 6 старших преподавателей и 2 ассистента.

Кафедра осуществляет подготовку бакалавров по направлению 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника», профили «Электропривод и автоматика», «Электротехнологические установки и системы», «Электрооборудование автомобилей», «Электромеханические системы автономных объектов», и магистров по направлению 13.04.02 «Электроэнергетика и электротехника», программы «Цифровые системы управления электроприводов», «Электромеханические системы автономных объектов».

По окончании учебы выпускников кафедры ждет престижная и высокооплачиваемая работа в эксплуатационных, проектных, монтажных, наладочных организациях и производствах различного назначения: АО «Гипрогазцентр», ООО «Газпром Трансгаз Нижний Новгород», ФГУП «Буревестник», АО «ФНПЦ «ННИИРТ», Выксунский металлургический завод, завод «Красное Сормово», АО КБ «Вымпел», АО «ЦКБ «Лазурит», АО «Судостроительный завод «Волга», компания «Нипом», ОАО «Гидромаш», АО «Сибур-нефтехим», АО «Верхневолгоэлектромонтаж-НН», и мн. др. Многие выпускники кафедры ЭПА успешно работают в проектных и исследовательских организациях атомной отрасли, таких Атомстройэкспорт, ФГУП ФНПЦ «НИИИС им. Ю.Е. Седакова», АО «ОКБМ Африкантов», ФГУП «Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики».

Кафедра основана в 1951г. и является первой выпускающей кафедрой института электроэнергетики (до 1990 г. - электротехнического факультета, до 2013 г. - факультета автоматики и электромеханики). До 1964 г. она называлась «Электрификация промышленных предприятий» (ЭПП). В 1964 году кафедра была реорганизована и разделена на две: «Электропривод и автоматизация промышленных установок» и »Электроснабжение промышленных предприятий, городов и сельского хозяйства». Это было связано с тем, что в 1963 г. Министерством образования специальность «Электрификация промышленных предприятий» была разделена на две: «Электропривод и автоматизация промышленных установок» и »Электроснабжение промышленных предприятий, городов и сельского хозяйства».

Кафедру «Электропривод и автоматизация промышленных установок» (ЭПА) возглавил ее основатель д.т.н. профессор С.Н. Шевчук. Преподавателями кафедры работали и опытные производственники (В.И. Плесков, В.Л. Айзеншток), и выпускники электротехнического факультета (ЭТФ) прошлых лет с опытом работы на предприятиях, в проектных организациях, бывшие фронтовики (Г.Г. Магазинник, В.А. Иванов, И.Н. Алёхина, А.Н. Лаптев, Р.Н. Катков), и недавние выпускники электрофака (С.В. Хватов, А.Ф. Трефилов, В.Г. Титов, В.А. Камбулин, В.Д. Южбабенко).

Это было время бурного развития полупроводниковой техники: в стране начался промышленный выпуск тиристорных преобразователей различного назначения, создавались научные школы регулируемого электропривода. Значительный вклад в развитие науки и практики полупроводниковых преобразователей и электроприводов внесли и преподаватели кафедры ЭПА, поскольку с их непосредственным участием разрабатывались и внедрялись в производство первые образцы тиристорных электроприводов. Отличительной чертой научной работы на ЭТФ (в том числе и на кафедре ЭПА) являлась её практическая направленность – то, что в Советском Союзе получило название «Горьковская школа электриков».

Научная работа кафедры развивалась по двум основным направлениям: электроприводы постоянного тока (руководитель Г.Г. Магазинник) и электроприводы переменного тока (руководитель В.И. Плесков). Работая в рамках именно этих направлений, практически все названные выше преподаватели защитили кандидатские диссертации, а С.Н. Шевчук. С.В. Хватов, Г.Г. Магазинник, В.Г. Титов – и докторские. Особенно большой вклад был внесён в развитие теории машин двойного питания, их ветви – вентильных каскадов. Признанные авторитеты в этой области науки - С.В. Хватов и В.Г. Титов.

Впоследствии в научной работе кафедры выделилось ещё два направления: моделирование процессов в вентильных преобразователях, которое возглавил А.Ф. Трефилов (работы велись в содружестве с НИИ железнодорожного транспорта), и разработка высоковольтных импульсных источников питания (руководитель В.П. Кириенко).

Научная работа преподавателей кафедры всегда была неразрывно связана с учебной, всё новое становилось содержанием лекций, что обеспечивало качественную подготовку выпускников. Ныне научные традиции кафедры на должном уровне продолжаются воспитанниками ЭТФ и кафедры ЭПА В.Г. Титовым, О.С. Хватовым, Е.А. Черновым, А.Б. Дарьенковым, А.С. Плеховым, В.В. Ваняевым, В.В. Соколовым, В.Л. Мельниковым, А.В. Шаховым, А.И. Байковым, Е.В. Бычковым и др.

Развивались и направления подготовки специалистов, открывались новые специальности. В 1972 году на кафедре ЭПА началось обучение студентов по специальности «Электрооборудование судов», работу по организации учебного процесса возглавил В.И. Плесков. Он же возглавил и организованную в 1976 году кафедру «Электрооборудование судов» (ЭОС), куда перешёл работать ряд преподавателей кафедры ЭПА. Примерно в это же время на кафедре ЭПА было организовано обучение студентов по специальности «Электропривод роботов». Родственная специальность «Робототехника» была открыта и на факультете автоматизации машиностроения, в связи с чем впоследствии было принято решение о нецелесообразности дальнейшей подготовки таких специалистов на кафедре ЭПА.

В 1987 года заведующим кафедрой ЭПА становится заслуженный деятель науки и техники РФ, д.т.н., профессор, действительный член Российской академии электротехнических наук С.В. Хватов.

В 1998 году на кафедре ЭПА начинается обучение студентов по специальности «Электрооборудование автомобилей и тракторов», а в 1999 – по специальности «Электрический транспорт». Большая работа по организации учебного процесса, включая лабораторный практикум, по специальности «Электрооборудование автомобилей и тракторов» была проведена преподавателями В.В. Ваняевым, А.В. Шаховым, К.Н. Иванычевым. Специальность «Электрический транспорт» развивалась трудами преподавателей В.Л. Мельникова, К.П. Слядзевской, М.М. Троицкого, работника Нижегородского метрополитена А.А. Ильина.

В связи с бурным развитием прокатного производства на Выксунском металлургическом заводе возросла потребность завода в инженерах-электриках, поэтому было принято решение организовать подготовку по специальности «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов» (новое название специальности «Электропривод и автоматизация промышленных установок») в Выксунском филиале НГТУ. Четыре года студенты филиала обучаются в Выксе, после чего заканчивают учёбу уже в Нижнем Новгороде. Организацией учебного процесса в Выксунском филиале занимались С.В. Хватов, И.Н. Филатов; преподавание специальных дисциплин с выездом в Выксу ведут преподаватели кафедры ЭПА. Первый выпуск инженеров-электроприводчиков Выксунского филиала состоялся в 2006 году.

В 2012 г. кафедру ЭПА возглавил к.т.н., доцент И.Н. Филатов, который до этого более 30 лет был заместителем зав. кафедрой.

Кафедра «Электрооборудование судов» (ЭОС), которая выделилась из кафедры ЭПА в 1976 г., осуществляла подготовку специалистов по разработке, проектированию, монтажу и наладке систем электрооборудования и автоматики судов гражданского и военного флотов, судостроительных предприятий г. Горького и Волго-Вятского экономического района. Основателями кафедры были доцент Р.Н. Катков и профессор В.И. Плесков. Ее первым заведующим стал один из самых опытных сотрудников ЭТФ профессор В.И. Плесков. Он руководил ей в 1976-1981 гг. С 1981 г. по 1992 г. кафедру возглавлял д.т.н., профессор А.И. Зайцев, а с 1992 г. по 2013 г. кафедрой руководил заслуженный деятель науки РФ, д.т.н., профессор В.Г. Титов.

С 1992 г. на кафедре открыта специальность «Электротехнологические установки и системы», по которой ведется подготовка специалистов для промышленных предприятий города и области по современному направлению обработки материалов – электротехнологии. Организацией учебного процесса занимались В.Г. Титов, А.И. Зайцев, В.В. Юдин.

В 2013 г. в связи с преобразованием факультета автоматики и электромеханики в образовательно-научный институт электроэнергетики (ИНЭЛ) произошло объединение кафедр «Электропривод и автоматизация промышленных установок» и «Электрооборудование судов». Объединенная кафедра получила название «Электрооборудование, электропривод и автоматика» (ЭПА). Ее возглавил д.т.н. доцент А.Б. Дарьенков.

За время существования кафедры ЭПА (с 1951 г.) было подготовлено свыше 7500 инженеров-электриков. В числе её выпускников 18 докторов, около 100 кандидатов технических наук. Наибольший вклад в подготовку научных кадров внесли профессора С.Н. Шевчук (26 кандидатов технических наук), С.В. Хватов (4 доктора и 37 кандидатов технических наук), В.Г. Титов (1 доктор и 15 кандидатов технических наук), О.С. Хватов (1 доктор и 6 кандидатов технических наук).

Бакалавриат

Направление 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника»

Профиль «Электропривод и автоматика» (очная и заочная формы обучения)

Электропривод – это электромеханическая система, предназначенная для приведения в движение исполнительных механизмов рабочих машин и управления этим движением в целях осуществления технологического процесса. Электропривод является основным потребителем электроэнергии (до 60% от объема производства) и главным источником механической энергии в промышленности.

В процессе подготовки бакалавры изучают системы автоматизированного электропривода промышленных механизмов, микропроцессорные системы управления электроприводов и других электромеханических объектов, основы проектирования и моделирования электроприводов и систем автоматики.

Выпускники профиля «Электропривод и автоматика» занимаются проектированием, наладкой и эксплуатацией современных регулируемых электроприводов станков и роботов, насосов и компрессоров, грузоподъемных механизмов, автоматизированных производственных механизмов и робототехнических комплексов, прокатных станов и мн. др.

Профиль гарантирует выпускникам трудоустройство в проектных и электромонтажных организациях, производствах различного отраслевого назначения.

Профиль «Электротехнологические установки и системы» (очная форма обучения)

Без преувеличения можно сказать, что сегодня, в век электричества, все технологии, не связанные с электрической энергией, являются технологиями вчерашнего дня. 

В процессе подготовки бакалавры изучают электроснабжение и электрооборудование электротехнологических установок и систем (печей сопротивления, установок индукционного нагрева, электросварочных комплексов и др.), регулируемые электропривода и микропроцессорные системы управления электротехнологическими установками, основы проектирования электротехнологических установок.

Выпускники профиля «Электротехнологические установки и системы» занимаются разработкой, созданием, эксплуатацией и автоматизацией высоких электротехнологий – лазерных, плазменных, электронно-лучевых, микроволновых, индукционных, электротермических, электролизных, электросварочных и др. 

Профиль гарантирует выпускникам трудоустройство на производствах с высоким уровнем автоматизации – космических, авиационных, автомобильных и др., а также в проектных организациях.

Профиль «Электрооборудование автомобилей» (очная форма обучения)

Электрооборудование является важнейшей частью современного автомобиля, так как оно обеспечивает генерирование и распределение электроэнергии, стабилизацию ее параметров, управление работой ДВС, коробки переключения передач, трансмиссии и др. систем, а также создает комфортные условия для водителя и пассажиров (климат-системы, электростеклоподъемники, регулировка, подогрев сидений и др.), обеспечивает безопасность движения. 

В процессе подготовки бакалавры изучают устройство, методики испытаний, принципы эксплуатации и ремонта электрооборудования автомобилей, системы электроники автомобилей, основы проектирования и диагностики неисправностей систем электрооборудования автомобилей.

Выпускники профиля “Электрооборудование автомобилей” занимаются проектированием и сервисным обслуживанием систем электрооборудования современных автомобилей.

Высокий уровень производства автомобилей и резкое увеличение количества автомобилей гарантируют выпускникам работу на промышленных предприятиях по  производству автомобильной техники, а также в проектных  и сервисных организациях.

Профиль «Электромеханические системы автономных объектов» (очная форма обучения)

Электрооборудование автономного объекта – это сложный комплекс, состоящий из автономной электростанции, системы электроснабжения, микропроцессорных систем управления и широкого спектра потребителей электроэнергии. 

В процессе подготовки бакалавры изучают электроэнергетические системы автономных объектов, в том числе судов, микропроцессорные системы управления электрооборудованием автономных объектов, технологию электромонтажных работ, основы надежности и диагностики неисправностей электромеханических систем, а также проектирования электрооборудования судов.

Выпускники профиля “Электромеханические системы автономных объектов” занимаются проектированием и созданием современных систем электрооборудования и автоматики автономных объектов. Это сухогрузные теплоходы, танкеры, уникальные плавучие электростанции, быстроходные суда на подводных крыльях, боевые корабли, а также береговые объекты.

Профиль гарантирует выпускникам трудоустройство в организациях, специализирующихся на проектировании и производстве гражданских судов, и боевых кораблей.

Магистратура 

Направление 13.04.02 «Электроэнергетика и электротехника»

Программа «Цифровые системы управления электроприводов» (очная и заочная формы обучения)

В процессе подготовки магистры изучают теорию автоматизированного электропривода, системы программного управления электроприводов и технологических объектов, в  том числе на основе микроконтроллеров и программируемых логических контроллеров, преобразователи параметров электрической энергии.

Выпускники программы «Цифровые системы управления электроприводов» занимаются решением профессиональных задач, связанных с проектированием и исследованием электрического привода производственных механизмов и технологических комплексов, а также микропроцессорных систем автоматизации электроприводов и технологических комплексов.

Программа гарантирует выпускникам трудоустройство в проектных и научно-исследовательских организациях а также производствах различного отраслевого назначения.

Программа «Электромеханические системы автономных объектов» (очная форма обучения)

В процессе подготовки магистры изучают электрооборудование автономных объектов, системы электродвижения автономных объектов, системы программного управления техническими системами, преобразователи параметров электрической энергии, автономные электростанции на основе возобновляемых источников энергии.

Выпускники программы «Электромеханические системы автономных объектов» занимаются решением профессиональных задач, связанных с проектированием и исследованием электроэнергетических систем автономных объектов, а также микропроцессорных систем автоматизации.

Программа гарантирует выпускникам трудоустройство в организациях, специализирующихся на проектировании и производстве гражданских судов, и боевых кораблей, а также в профильных научно-исследовательских организациях.

Научные направления кафедры:

  • разработка энергоэффективных электроприводов и преобразовательных устройств;
  • разработка микропроцессорных систем управления технологическими объектами;
  • разработка автоматизированных устройств и систем управления автономными объектами (суда, корабли, автомобили и др.);
  • разработка систем электрогенерирования на основе возобновляемых и нетрадиционных источников питания;
  • разработка автономных дизель-генераторных электростанций переменной частоты вращения.

По данным научным направлениям:

  • на кафедре защищены 6 докторских и 37 кандидатских диссертаций;
  • результаты научных исследований использованы во ВНИИРеле г. Чебоксары при разработке серий общепромышленных нереверсивных и реверсивных приводов по схеме АВК мощностью 1,7-100 кВт, а также мощных нереверсивных АВК мощностью 100-2000 кВт;
  • совместно с НИИ «Силовая электроника» г. Саранск разработана серия асинхронно-вентильных нагружающих устройств для испытания и диагностики двигателей внутреннего сгорания;
  • разработаны и внедрены тиристорные преобразователи с улучшенными энергетическими характеристиками в системах электропривода прокатного стана, дуговых сталеплавильных печей, крупных и уникальных станков (на ОАО «Завод «Красное Сормово»);
  • разработаны малогабаритные высокочастотные источники электропитания инверторного типа;
  • разработаны современные системы управления испытательными стендами гидравлического оборудования самолетов (ОАО «Гидромаш»);
  • разработаны системы электрогенерирующих установок на основе дизель-генераторов и возобновляемых источников энергии.

На кафедре ЭПА создана научная школа по машинно-вентильным системам переменного тока.

В настоящее время на кафедре работают 3 доктора технических наук и 16 кандидатов технических наук. На кафедре активно работает аспирантура и магистратура, где обучаются более 10 аспирантов и 70 магистрантов. В диссертационном совете института электроэнергетики ежегодно защищают кандидатские диссертации выпускники аспирантуры. Активное участие в научно- исследовательской работе кафедры принимают студенты, выполняющие исследования по основным научным направлениям кафедры.

Студенты постоянно участвуют в различных региональных, всероссийских и международных конференциях. Ими публикуются научные статьи в различных периодических изданиях. За последние годы студенческие коллективы и отдельные студенты удостоены стипендий Ученого совета НГТУ, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Президента РФ и Правительства РФ.

Научно-исследовательские лаборатории оснащены современным оборудованием, приборами и системами для научных исследований.

Внедрение результатов НИР:

  • Электрооборудование дуговой печи.
  • Тиристорное устройство для плавного пуска компрессорной установки газонасосной станции.
  • Стабилизированный источник тока и напряжения инверторного типа с микропроцессорным управлением.
  • Электрооборудование металлорежущего станка.
  • Имитатор аккумуляторной батареи для испытания автомобильных электростартеров.
  • Частотно-регулируемый электропривод насоса.

Преподаватели, аспиранты и студенты кафедры являются авторами более 50 авторских свидетельств и патентов на изобретения РФ, а также более 10 монографий.

Преподаватели кафедры читают лекции по дисциплинам естественнонаучного и профессионального циклов направлений 13.03.02, 13.04.02.

Перечень основных из них:

  1. Электрический привод
  2. Электрические и электронные аппараты
  3. Системы управления электроприводом
  4. Элементы систем автоматики
  5. Микропроцессорные системы
  6. Системы управления электромеханическими объектами
  7. Основы схемотехники
  8. Системы программного управления
  9. Моделирование электромеханических систем
  10. Надежность электромеханических систем
  11. Общая энергетика
  12. Физические основы электроники
  13. Теория автоматического управления
  14. Силовая электроника
  15. Основы схемотехники
  16. Построение электронных схем
  17. Автоматизированный электропривод типовых производственных механизмов и  технологических комплексов
  18. Электрооборудование автомобилей и тракторов
  19. Испытания электрооборудования автомобилей и тракторов
  20. Системы электроники и автоматики автомобилей и тракторов
  21. Эксплуатация и ремонт электрооборудования автомобилей
  22. Информационно-измерительные системы автомобилей и тракторов
  23. Электротехнологические установки и системы
  24. Печи сопротивления
  25. Системы автоматического управления электротехнологическими установками
  26. Электрооборудование сварочного производства
  27. Установки индукционного нагрева
  28. Электроснабжение и электрооборудование электротехнологических установок
  29. Основы электротехнологии
  30. Проектирование электротехнолоических установок
  31. Основы технологии сварочного производства
  32. Механизмы и приводы электротехнологических установок
  33. Управление качеством
  34. Основы менеджмента
  35. Бизнес-планирование
  36. Управление качеством
  37. Функциональные устройства электрооборудования
  38. Проектирование электрооборудования судов
  39. Судовые автоматические системы
  40. Судовые электроэнергетические системы
  41. Технология электромонтажных работ
  42. Компьютерные, сетевые и информационные технологии
  43. Теория современного автоматизированного электропривода
  44. Системы программного управления техническими системами
  45. Микропроцессорные системы в электроприводах
  46. Преобразовательная техника
  47. Специальные главы теории управления
  48. Автоматизация типовых технологических процессов и технологических комплексов
  49. Электрооборудование типовых промышленных механизмов
  50. Альтернативные источники электрической энергии
  51. Микропроцессорные системы автономных объектов
  52. Современные проблемы науки и электротехнического производства
  53. Системы электродвижения автономных объектов

По всем читаемым дисциплинам на кафедре имеется разработанное методическое обеспечение, в том числе учебные пособия.

Кроме лекционных курсов со студентами проводятся практические и лабораторные занятия, они выполняют курсовые работы и проекты и на заключительной стадии учёбы – выпускную квалификационную работу, дипломный проект или магистерскую диссертацию. Для выполнения таких видов обучения кафедра имеет лаборатории, оснащённые современными электротехническим оборудованием, вычислительной техникой, микропроцессорными средствами автоматизации, управления и контроля. На кафедре действует исследовательская лаборатория, где аспиранты, магистры и студенты занимаются научно-исследовательской деятельностью по направлению научных работ кафедры.

Лаборатории кафедры:

  • Лаборатория возобновляемой энергетики – «Ветроэлектростанция».
  • Лаборатория возобновляемой энергетики – «Солнечная электростанция».
  • Лаборатория «Регулируемый электропривод».
  • Лаборатория «Электрооборудование автомобилей».
  • Лаборатория «Системы программного управления».

В процессе обучения студенты проходят производственные практики на ведущих предприятиях, изучая современные технологии проектирования, разработки, монтажа электрооборудования и средств автоматики и управления.

Партнеры кафедры:

  • ФГУП «Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики»;
  • Госкорпорация «Росатом»;
  • ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород»;
  • АО «Гипрогазцентр»;
  • АО «Центральный научно-исследовательский институт «Буревестник»;
  • ФГУП Федеральный научно-производственный центр «Научно-исследовательский институт имени Ю.Е. Седакова»;
  • АО «Опытное конструкторское бюро машиностроения им. И.И. Африкантова»;
  • АО КБ «Вымпел»;
  • ПАО «Завод «Красное Сормово»;
  • АО «Сибур-Нефтехим»;
  • ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород»;
  • АО «Гипрогазцентр»;
  • АО «Выксунский металлургический завод»;
  • АО «Борский стекольный завод«
  • ПАО «ГАЗ»;
  • ОАО «НИПОМ»;
  • НОАО «Гидромаш»;
  • ООО «Компания «ВИД»;
  • Институт проблем машиностроения Российской академии наук, филиал ИПФ РАН.

Заместитель заведующего кафедрой по научной работе

Профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки РФ, академик Академии инженерных наук

Заместитель заведующего кафедрой по учебной работе

Кандидат технических наук

Профессор

Профессор, доктор технических наук

Профессор

Доктор технических наук

Доцент

Доцент, кандидат технических наук

Доцент

Доцент, кандидат технических наук

Доцент

Доцент, кандидат технических наук

Доцент

Кандидат технических наук

Доцент

Доцент, кандидат технических наук

Доцент

Кандидат технических наук

Доцент

Доцент, кандидат технических наук

Доцент

Доцент, кандидат технических наук

Доцент

Кандидат технических наук

Старший преподаватель


Старший преподаватель

Кандидат технических наук

Старший преподаватель


Старший преподаватель


Старший преподаватель, заведующая лабораториями


Старший преподаватель


Ведущий программист


Ведущий электроник