Заведующий кафедрой
Кафедра основана в 1951г. и является первой выпускающей кафедрой института электроэнергетики (до 1990 г. - электротехнического факультета, до 2013 г. - факультета автоматики и электромеханики). До 1964 г. она называлась «Электрификация промышленных предприятий» (ЭПП). В 1964 году кафедра была реорганизована и разделена на две: «Электропривод и автоматизация промышленных установок» и »Электроснабжение промышленных предприятий, городов и сельского хозяйства». Это было связано с тем, что в 1963 г. Министерством образования специальность «Электрификация промышленных предприятий» была разделена на две: «Электропривод и автоматизация промышленных установок» и »Электроснабжение промышленных предприятий, городов и сельского хозяйства».
Кафедру «Электропривод и автоматизация промышленных установок» (ЭПА) возглавил ее основатель д.т.н. профессор С.Н. Шевчук. Преподавателями кафедры работали и опытные производственники (В.И. Плесков, В.Л. Айзеншток), и выпускники электротехнического факультета (ЭТФ) прошлых лет с опытом работы на предприятиях, в проектных организациях, бывшие фронтовики (Г.Г. Магазинник, В.А. Иванов, И.Н. Алёхина, А.Н. Лаптев, Р.Н. Катков), и недавние выпускники электрофака (С.В. Хватов, А.Ф. Трефилов, В.Г. Титов, В.А. Камбулин, В.Д. Южбабенко).
Это было время бурного развития полупроводниковой техники: в стране начался промышленный выпуск тиристорных преобразователей различного назначения, создавались научные школы регулируемого электропривода. Значительный вклад в развитие науки и практики полупроводниковых преобразователей и электроприводов внесли и преподаватели кафедры ЭПА, поскольку с их непосредственным участием разрабатывались и внедрялись в производство первые образцы тиристорных электроприводов. Отличительной чертой научной работы на ЭТФ (в том числе и на кафедре ЭПА) являлась её практическая направленность – то, что в Советском Союзе получило название «Горьковская школа электриков».
Научная работа кафедры развивалась по двум основным направлениям: электроприводы постоянного тока (руководитель Г.Г. Магазинник) и электроприводы переменного тока (руководитель В.И. Плесков). Работая в рамках именно этих направлений, практически все названные выше преподаватели защитили кандидатские диссертации, а С.Н. Шевчук. С.В. Хватов, Г.Г. Магазинник, В.Г. Титов – и докторские. Особенно большой вклад был внесён в развитие теории машин двойного питания, их ветви – вентильных каскадов. Признанные авторитеты в этой области науки - С.В. Хватов и В.Г. Титов.
Впоследствии в научной работе кафедры выделилось ещё два направления: моделирование процессов в вентильных преобразователях, которое возглавил А.Ф. Трефилов (работы велись в содружестве с НИИ железнодорожного транспорта), и разработка высоковольтных импульсных источников питания (руководитель В.П. Кириенко).
Научная работа преподавателей кафедры всегда была неразрывно связана с учебной, всё новое становилось содержанием лекций, что обеспечивало качественную подготовку выпускников. Ныне научные традиции кафедры на должном уровне продолжаются воспитанниками ЭТФ и кафедры ЭПА В.Г. Титовым, О.С. Хватовым, Е.А. Черновым, А.Б. Дарьенковым, А.С. Плеховым, В.В. Ваняевым, В.В. Соколовым, В.Л. Мельниковым, А.В. Шаховым, А.И. Байковым, Е.В. Бычковым и др.
Развивались и направления подготовки специалистов, открывались новые специальности. В 1972 году на кафедре ЭПА началось обучение студентов по специальности «Электрооборудование судов», работу по организации учебного процесса возглавил В.И. Плесков. Он же возглавил и организованную в 1976 году кафедру «Электрооборудование судов» (ЭОС), куда перешёл работать ряд преподавателей кафедры ЭПА. Примерно в это же время на кафедре ЭПА было организовано обучение студентов по специальности «Электропривод роботов». Родственная специальность «Робототехника» была открыта и на факультете автоматизации машиностроения, в связи с чем впоследствии было принято решение о нецелесообразности дальнейшей подготовки таких специалистов на кафедре ЭПА.
В 1987 года заведующим кафедрой ЭПА становится заслуженный деятель науки и техники РФ, д.т.н., профессор, действительный член Российской академии электротехнических наук С.В. Хватов.
В 1998 году на кафедре ЭПА начинается обучение студентов по специальности «Электрооборудование автомобилей и тракторов», а в 1999 – по специальности «Электрический транспорт». Большая работа по организации учебного процесса, включая лабораторный практикум, по специальности «Электрооборудование автомобилей и тракторов» была проведена преподавателями В.В. Ваняевым, А.В. Шаховым, К.Н. Иванычевым. Специальность «Электрический транспорт» развивалась трудами преподавателей В.Л. Мельникова, К.П. Слядзевской, М.М. Троицкого, работника Нижегородского метрополитена А.А. Ильина.
В связи с бурным развитием прокатного производства на Выксунском металлургическом заводе возросла потребность завода в инженерах-электриках, поэтому было принято решение организовать подготовку по специальности «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов» (новое название специальности «Электропривод и автоматизация промышленных установок») в Выксунском филиале НГТУ. Четыре года студенты филиала обучаются в Выксе, после чего заканчивают учёбу уже в Нижнем Новгороде. Организацией учебного процесса в Выксунском филиале занимались С.В. Хватов, И.Н. Филатов; преподавание специальных дисциплин с выездом в Выксу ведут преподаватели кафедры ЭПА. Первый выпуск инженеров-электроприводчиков Выксунского филиала состоялся в 2006 году.
В 2012 г. кафедру ЭПА возглавил к.т.н., доцент И.Н. Филатов, который до этого более 30 лет был заместителем зав. кафедрой.
Кафедра «Электрооборудование судов» (ЭОС), которая выделилась из кафедры ЭПА в 1976 г., осуществляла подготовку специалистов по разработке, проектированию, монтажу и наладке систем электрооборудования и автоматики судов гражданского и военного флотов, судостроительных предприятий г. Горького и Волго-Вятского экономического района. Основателями кафедры были доцент Р.Н. Катков и профессор В.И. Плесков. Ее первым заведующим стал один из самых опытных сотрудников ЭТФ профессор В.И. Плесков. Он руководил ей в 1976-1981 гг. С 1981 г. по 1992 г. кафедру возглавлял д.т.н., профессор А.И. Зайцев, а с 1992 г. по 2013 г. кафедрой руководил заслуженный деятель науки РФ, д.т.н., профессор В.Г. Титов.
С 1992 г. на кафедре открыта специальность «Электротехнологические установки и системы», по которой ведется подготовка специалистов для промышленных предприятий города и области по современному направлению обработки материалов – электротехнологии. Организацией учебного процесса занимались В.Г. Титов, А.И. Зайцев, В.В. Юдин.
В 2013 г. в связи с преобразованием факультета автоматики и электромеханики в образовательно-научный институт электроэнергетики (ИНЭЛ) произошло объединение кафедр «Электропривод и автоматизация промышленных установок» и «Электрооборудование судов». Объединенная кафедра получила название «Электрооборудование, электропривод и автоматика» (ЭПА). Ее возглавил д.т.н. доцент А.Б. Дарьенков.
За время существования кафедры ЭПА (с 1951 г.) было подготовлено свыше 7500 инженеров-электриков. В числе её выпускников 18 докторов, около 100 кандидатов технических наук. Наибольший вклад в подготовку научных кадров внесли профессора С.Н. Шевчук (26 кандидатов технических наук), С.В. Хватов (4 доктора и 37 кандидатов технических наук), В.Г. Титов (1 доктор и 15 кандидатов технических наук), О.С. Хватов (1 доктор и 6 кандидатов технических наук).