Партнёрство 8308

От полуторки до «Газели»: 90 лет ГАЗу

1 января 2022 года первенцу отечественного автомобилестроения - Горьковскому автомобильному заводу - исполнилось 90 лет.

Решение о строительстве в Нижнем Новгороде автомобильного завода, способного производить 100 тыс. автомобилей в год, было принято советским правительством в марте 1929 года, в мае было подписано соглашение с крупнейшим американским автопромышленником Генри Фордом.

Как и другие стройки первых пятилеток, завод был возведен в кратчайшие сроки — за полтора года. Он заработал 1 января 1932 года, а 29 января с конвейера «Нижегородского автомобильного завода имени Молотова» сошел первый автомобиль — легендарная полуторка «НАЗ-АА», спасшая тысячи жизней в годы Великой Отечественной Войны. Уже в конце 1932-го Нижний Новгород был переименован в Горький и НАЗ стал ГАЗом.

В годы Великой Отечественной войны ГАЗ перешел на выпуск соответствующей продукции – танков, бронеавтомобилей, самоходных артиллерийских установок и боеприпасов. В 1943 году завод сильно пострадал от бомбардировок авиации Третьего Рейха. Но уже тогда полным ходом шли работы над «Победой», и 19 июня 1945 года, за пять дней до парада победы, опытные машины были продемонстрированы советскому руководству в Кремле.

На ГАЗе выпуск «Победы» продолжался вплоть до 1958 года, на закате своей конвейерной жизни она выпускалась параллельно с «Волгой», которая стала знаковой моделью для Горьковского автозавода и символом своей эпохи. Семейство легковых автомобилей ГАЗа продержалось на конвейере до 2008 года.

В условиях переходного периода девяностых знаковой моделью ГАЗа стала «Газель» — современная полуторка, спроектированная в короткий срок и построенная на агрегатах «Волги», она обеспечила транспортом зародившийся в стране малый и средний бизнес.

Отказавшись от собственных легковых автомобилей, ГАЗ сконцентрировался на выпуске коммерческого транспорта и контрактной сборки автомобилей других брендов – помимо собственных «Газелей» и «Газонов», в Нижнем Новгороде стали выпускаться Volkswagen и Skoda.

За девять десятилетий своего существования ГАЗ выпустил более 19 млн. автомобилей, а число различных моделей и модификаций выпускавшейся там техники превысило 350 штук.

С первых лет существования у нижегородского автогиганта сложились прочные партнерские отношения с Нижегородским индустриальным институтом, ставшим впоследствии ГПИ, а затем и Нижегородским государственным техническим университетом.

Сегодня сотрудничество НГТУ им. Р.Е. Алексеева и Группы ГАЗ является примером эффективного взаимодействия «вуз-предприятие».

Десять лет назад ГАЗ и Нижегородский государственный технический университет подписали соглашение об открытии базовой кафедры «Производственная система в машиностроении». Она стала  первой в России кафедрой по производственной системе, открытая промышленной компанией на базе высшего учебного заведения. В 2012 году в ООО «Объединенный инженерный центр» Группы ГАЗ открыта базовая кафедра «Создание продукта в автомобилестроении», где каждый год проходят обучение студенты кафедры «Автомобили и тракторы» и знакомятся с самыми современными подходами проектирования конкурентоспособной автомобильной техники.

В основе успешно развивающегося сотрудничества Группы ГАЗ и НГТУ им. Р.Е. Алексеева - совместная работа не только в области подготовки кадров (что было и остается ключевым направлением сотрудничества), но также и в сфере перспективных разработок по созданию ADAS-систем и «умных» автомобилей, без которых невозможно развитие современной автомобильной отрасли России. В настоящее время большинство исследовательских работ для Группы ГАЗ выполняются учеными и студентами Политеха. 

В период 2013 – 2021 гг. тандем НГТУ и ООО «Автозавод «ГАЗ» четыре раза становился победителем одного из самых престижных конкурсов Минобрнауки России по поддержке взаимодействия университетов и предприятий реального сектора экономики в части создания новых высокотехнологичных производств (Постановление Правительства РФ №218). По количеству побед в данном конкурсе НГТУ и ГАЗ являются явными лидерами в России среди вузов и индустриальных партнеров.

Летом 2021 года между Группой ГАЗ и НГТУ подписано стратегическое соглашение о сотрудничестве в области НИОКР, которое предполагает создание в университете Центра компетенции «Политех», ориентированного на решение актуальных задач Группы ГАЗ. Первые амбициозные совместные проекты уже успешно реализуются. В настоящее время в рамках сотрудничества с ООО «Газпромнефть-Снабжение» (дочерняя компания ПАО «Газпромнефть») на территории Ханты-Мансийского автономного округа группа сотрудники Института транспортных систем НГТУ при поддержке специалистов Группы ГАЗ проводят опытно-промышленную эксплуатацию беспилотного коммерческого автомобиля «ГАЗель NEXT», созданного на базе электроплатформы. Данный проект является уникальным для России, поскольку впервые беспилотный автомобиль, созданный на базе отечественного шасси, проходит круглогодичную эксплуатацию в суровых северных условиях.

Нижегородский государственный технический университет нацелен на долгосрочное сотрудничество с Группой ГАЗ. Совместная работа будет продолжена как в сфере образования, так и в сфере научных исследований. Многолетний опыт успешного сотрудничества является хорошей основой для продолжения честных партнерских отношений, способствующих развитию отечественной автомобильной отрасли и высшего технического образования.