Сотрудники Научно-исследовательской лаборатории моделирования природных и техногенных катастроф в интересах устойчивого промышленного развития страны и региона (НИЛ МП и ТК) и группа студентов направления «Прикладной математики и информатики» НГТУ им. Р. Е. Алексеева побывали этим летом на Сахалине, где проходили испытания автономного мобильного транспортного средства, входящего в группировку автономного мобильного робототехнического комплекса для мониторинга прибрежной зоны и оценки волнового климата.
Морские научные исследования представители опорного вуза проводят на острове совместно с сотрудниками специального конструкторского бюро (СКБ САМИ ДВО РАН) уже третий год подряд.
В состав группировки входят наземный автономный мобильный робототехнический комплекс (АМРК), который выступает в качестве базовой станции, среднеразмерный АМРК, автономное мобильное транспортное средство (подводный робот) и сверхмалый автономный телеуправляемый корабль повышенной мореходности для изучения морского дна. Все элементы группировки беспилотные.
Базовая станция АМРК, ориентируясь по GPS, приходит в заданный район и снимает волновые характеристики на протяжении некоторого времени. Она же управляет остальными модулями группировки. АМРК имеет сменные движимые части — колеса, гусеницы или роторы. Это позволяет ему работать в любой труднодоступной зоне. На Сахалине его испытывали в 2016 году.
В этом году в течение месяца на озерах Тунайча и мысе Свободном испытывали сверхмалый автономный телеуправляемый корабль повышенной мореходности и АМТС, который управляется оператором с компьютера, ноутбука, планшета или джойстика через Wi-Fi, раздаваемый с базовой станции. Для этого разработано специальное программное обеспечение, интегрируемое в любое устройство.
Также совместно со специальным конструкторским бюро (СКБ САМИ ДВО РАН) сотрудники лаборатории НГТУ им. Р.Е. Алексеева провели испытания автономного мобильного транспортного средства (АМТС), входящего в группировку автономного мобильного робототехнического комплекса. Они проходили на озере Тунайча Сахалинской области.
В ходе эксперимента АМТС погрузилось на глубину около полутора метров и выехало обратно на берег. Транспортное средство было оснащено страховочным тросом и управлялось с защищённого ноутбука, а специальная конструкция и герметичный короб позволили свободно исследовать прибрежную зону. Передача данных с датчиков и изображения с камеры, установленной на транспортном средстве, и его запись происходили в режиме текущего времени по сети wi-fi. По оценкам специалистов, испытания прошли успешно.
В 2019 год ученые Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева планируют проведение на Сахалине испытаний всего комплекса.