Инженеры-исследователи Нижегородского государственного технического университета в полном объеме выполнили все запланированные пункты программы опытно-промышленной эксплуатации беспилотного автомобиля «ГАЗель NEXT», которая проходила на Южно-Приобском месторождении ПАО «Газпром нефть» Данная работа проводилась в рамках сотрудничества НГТУ с «Группой ГАЗ» и с компанией «Газпромнефть-Снабжение» (дочерняя компания ПАО «Газпромнефть»).
Беспилотный автомобиль эксплуатировался в различных климатических условиях (осень-зима), его пробег в полностью автономном режиме (без какого-либо вмешательства со стороны оператора) составил более 600 км. Автомобиль и установленные на нем интеллектуальные системы успешно справились со всеми инженерными задачами и подтвердили способность работать в реальных промышленных условиях
Типовой рабочий день испытываемого беспилотного автомобиля выглядел следующим образом: при получении заказа на перевозку груза оператор беспилотника устанавливал автомобиль в зону старта, контролируя этот процесс через специальное программное обеспечение на переносном планшете. После загрузки автомобиль в автономном режиме направлялся из зоны старта в конечную точку маршрута (1,5 – 2 км), где осуществлялась его разгрузка.
В логике поведения беспилотника предусмотрены отклики на самые разные ситуации. Так, например, беспилотник без каких-либо проблем останавливался перед неподвижными препятствиями и анализировал возможности объезда. Также адекватно он реагировал на работающие шлагбаумы, попутные и встречные автомобили, пешеходов и т.д. Безусловно, оператор, в роли которого посменно выступали ученые технического университета, мог в любую секунду помочь беспилотнику принять то или иное решение, но подобное вмешательство требовалось только в самых исключительных случаях. После каждого такого события команда политехников оперативно анализировала произошедшее и дорабатывала алгоритмы работы беспилотника. С каждым днем эксплуатации количество вмешательств человека-оператора уменьшалось, а на последнем этапе испытаний необходимость в этом вообще отпала.
Важно отметить, что беспилотник передвигался по дорогам промышленных территорий Южно-Приобского месторождения в зимне-осенних условиях, для которых характерны продолжительные осадки в виде дождя и снега. Распознавание дорожной разметки в такой ситуации было крайне затруднительно, но не сказалось на безопасном режиме работы «умных» систем автомобиля, и он уверенно продолжал перевозить полезные грузы, обеспечивая при этом бесперебойное снабжение нефтяных месторождений. Конструкция беспилотника, созданного на базе автомобиля «ГАЗель NEXT» с электроприводом, продемонстрировала высокий уровень надежности и отличную маневренность в сложных климатических условиях.
Благодаря слаженной работе команд специалистов НГТУ им. Р.Е.Алексеева, «Группы ГАЗ» и «Газпромнефть-Снабжения», за время испытаний не было допущено ни единого дорожно-транспортного происшествия и каких-либо других возможных нештатных ситуаций.
Проведенные испытания стали первым примером использования беспилотных технологий, разработанных российскими учеными и инженерами на базе отечественного коммерческого автомобиля, для обеспечения эффективных и безопасных логистических процессов промышленного предприятия.
Работа, которую проделали молодые ученые Нижегородского государственного технического университета совместно с конструкторами Объединенного инженерного центра «Группы ГАЗ», получила исключительно положительные отзывы специалистов ПАО «Газпром нефть» и «Газпромнефть-Снабжения». Выражено намерение продолжить сотрудничество, следующие этапы которого сейчас обсуждаются.
Успешно завершенные испытания и накопленный положительный опыт сотрудничества позволяют надеяться на продолжение сложившихся деловых отношений в 2021 году.