Студенческий проект «Умный светофор» Нижегородского государственного технического университета имени Р.Е. Алексеева открыл новые горизонты для научно-исследовательской работы студентов и сотрудников НГТУ в области оптимизации улично-дорожной сети Нижнего Новгорода. Предложив создание российского образца «умного светофора», способного изменять длительность фаз в зависимости от интенсивности дорожного движения и внешних условий, будущие инженеры привлекли внимание представителей бизнеса.
Во время IV международного форума «Инновации в дорожном строительстве», который проходил в мае этого года в Сочи, авторы студенческого проекта получили от нижегородской компании, крупнейшего производителя и поставщика технических средств организации дорожного движения и инфраструктуры автодорог, заказ на демо-версию НИР, а затем и на полноценное обследование одной из наиболее загруженных магистралей города – проспекта Гагарина.
Целью исследования стал анализ дорожно-транспортной ситуации, создание виртуальной модели проспекта и разработка сценариев по оптимизации движения с целью повышения пропускной способности магистрали.
Около 100 студентов таких направлений подготовки как «Транспортно-технологические процессы» и «Эксплуатация наземных транспортно-технологических машин и комплексов» в качестве контролеров провели оценку интенсивности дорожного движения на всех перекрестках проспекта: регистрировали количество транспортных средств, фазы светофорных объектов, задержки общественного транспорта на остановках, количество пешеходов на переходах и другие параметры. В работе молодые исследователи использовали не только визуальный метод контроля, но и фото-видеофиксацию, специальные приборы определения скорости движения «Визир 2М» и другие средства.
Команду проекта составили опытные преподаватели доценты А.В. Липенков и К.О. Гончаров (кафедра «Автомобильный транспорт»), М.Е. Елисеев ( кафедра «Высшая математика»), студенты – авторы проекта «Умный светофор» Даниил Филатов-Бобров и Михаил Якимов.
Сейчас работа находится на самом важном этапе – в процессе создания виртуальной модели и разработки сценариев оптимизации улично-дорожной сети (УДС), в том числе и изменения алгоритмов работы светофорных объектов.
«Создание действующей виртуальной модели с возможностью апробации вносимых изменений в дорожную инфраструктуру позволит решить широкий круг проблем и сделать оптимальный выбор сценариев развития дорожной инфраструктуры проспекта Гагарина. Это может сэкономить средства городу и повысить надежность принятия решений, например, режимов работы светофоров, разметки и количества полос, замены наземных пешеходных переходов на надземные и других технических средств ряда параметров», - рассказал один из инициаторов проекта, заместитель директора института транспортных систем НГТУ им. Р.Е. Алексеева кандидат технических наук Кирилл Гончаров.
По мнению специалистов сферы автодорожного хозяйства, в случае реализации проекта это будет большой шаг в сторону оптимизации улично-дорожной сети всего города Нижнего Новгорода. В этом году политехники обещают предложить не только виртуальную модель изучаемой автомагистрали, но и создать российский прототип и уникальный алгоритм работы «Умного светофора».
Напомним, что проект «Умный светофор» получил развитие благодаря поддержке Университетского Центра Инновационного Технологического Развития Нижегородского региона (ЦИТР) и Assesment-центра (Ассесмент центра), деятельность которых организована в рамках Программы развития НГТУ как опорного вуза.