Культура 650

Сегодня отмечается 80-летие прорыва блокады Ленинграда

18 января 1943 года - одна из важнейших дат в истории Великой Отечественной войны. В этот день 80 лет назад в ходе наступательной операции «Искра» было прорвано кольцо фашистской блокады Ленинграда.

Гитлер мечтал смести Ленинград с лица земли. Уничтожением города он рассчитывал деморализовать страну. Ему удалось создать кольцо вокруг города.

С осени 1941 года перед советскими войсками ставилась задача прорвать блокаду города любой ценой. Попытки разомкнуть кольцо и обеспечить сообщение Ленинграда с остальной страной по суше, предпринимались неоднократно. Войска Красной армии сосредоточились на левобережье Невы на вытянутой полосе длиной около 3-х километров и шириной не более километра. Этот участок фронта получил название Невского пятачка. Немцы не жалели боеприпасов, обстреливая его, и советские войска несли многочисленные потери: за два года здесь погибли более 50 тысяч солдат.

Утром 12 января 1943 года началась артподготовка, продлившаяся 2 часа 10 минут после которой 67-я армия Ленинградского фронта и 2-я ударная Волховского фронта перешли в массированное наступление.

18 января Ленинградский и Волховский фронт сомкнулись в районе рабочих поселков, тем самым лишив немецкие подразделения опорных укреплений. В ходе боевой операции был очищен от немцев Шлиссельбург и все южное побережье Ладожского озера. Благодаря пробитому коридору возобновилось сухопутное сообщение города со страной.

В дни блокады осажденный Ленинград связывала с Большой землей единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро, которую называли «Дорога жизни». В период навигации перевозки велись по воде, во время ледостава - по автодороге, проложенной по льду.

Среди тех, кто, рискуя своей жизнью, осуществлял снабжение блокадного Ленинграда, был и ветеран Великой Отечественной, сотрудник Нижегородского технического университета им. Р. Е. Алексеева  Павел Эммануилович Сыркин ( 1921-2018).

Павел Сыркин в 1939-ом окончил школу и как отличник был принят без экзаменов в Горьковский индустриальный институт им. А.А. Жданова. Но уже в январе 1941 года со второго курса был призван на Балтийский флот и определён в Военно-Воздушные Силы (ВВС). Боевой путь его части отражает весь ход войны: сначала отступление в конце августа 1941 года, а после освобождения Тихвина началось движение на запад - Новая Ладога – Ораниенбаумский плацдарм – Нарва – Мемель – Восточная Пруссия.

Сыркин служил в частях технического обеспечения Военно-воздушных сил Балтийского флота: был мотористом на истребителе ЯК–7Б, водил машину по «Дороге жизни», проложенной по льду Ладожского озера. Он участвовал в освобождении Прибалтики и взятии Кенигсберга. Победу встретил в Восточной Пруссии (теперь Калининградская область) в звании старшего сержанта.

В 1946 году вернулся в родной институт, который окончил с красным дипломом по специальности «Двигатели внутреннего сгорания».

Молодой инженер был направлен на Горьковский автозавод, где работал мастером, начальником участка механосборочного цеха, а позже стал заместителем начальника цеха, а впоследствии - ведущим конструктором в конструкторско-экспериментальном отделе (КЭО). Руководил разработкой семейства V-образных восьми - и шеститицилиндровых двигателей. Помимо разработки он принимал непосредственное участие в организации производства двигателей грузовых автомобилей ГАЗ, автомобиля «Чайка», автобусов Павловского и Курганского заводов, двигателей бронетранспортеров, участвовал также в создании и освоении двигателей автомобилей «Волга».

В 1970-ом году был назначен главным конструктором Заволжского моторного завода (ЗМЗ), где продолжил работу по модернизации и созданию двигателей для автомобилей ГАЗ, РАФ, УАЗ и других марок.

В 1977 году перешел на работу в Горьковский политехнический институт сначала в должности доцента, а затем профессора.

Доктор технических наук П. И. Сыркин проработал в вузе до 2012-го года. Им опубликовано более 120 печатных работ, в том числе, научных статей, учебно-методических указаний, пособий, и монографий. Он имеет – 6 авторских свидетельств. Награжден 3-мя медалями ВДНХ, орденами «Отечественной войны второй степени», «Трудового Красного Знамени»; медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За взятие Кенигсберга», «За Победу в Великой Отечественной войне в 1941-1945 гг.» и многими юбилейными медалями. Имеет звание «Заслуженный машиностроитель РФ». Павел Эммануилович Сыркин, ветеран Великой Отечественной, сотрудник Нижегородского технического университета 

Материал подготовлен руководителем Историко-патриотического центра НГТУ им. Р.Е. Алексеева Татьяной Полянской.