Доля студентов, удовлетворенных условиями учебы, за год выросла с 60 до 64%. Сегодня гордость за свою alma mater испытывают 58% студентов. Данные были получены в ходе партнерского опроса ВЦИОМ и платформы «Неравнодушный человек», охватившего 87 333 студента вузов по всей стране. Исследование проводилось в мае — июне 2024 года.
Общий уровень удовлетворенности организацией процесса обучения можно назвать высоким — восемь из десяти опрошенных (80%) заявляют о своей удовлетворенности. Компетенциями преподавателей довольны 87% опрошенных.
«Система работы с качественной обратной связью через регулярные социологические опросы позволяет руководителям сферы высшего образования и вузов более осмысленно работать с запросами вузовского сообщества. Не первый год в ходе исследований фиксируем запросы на повышение качества образования со стороны студентов через его индивидуализацию и практико-ориентированность», — сообщил генеральный директор Фонда ВЦИОМ, председатель наблюдательного совета платформы «Неравнодушный человек» Константин Абрамов.
По его словам, последние данные говорят о позитивных тенденциях. Запрос среди студентов на индивидуализацию и самостоятельный выбор программ с 40% снизился до 33%, при этом оставаясь на первом месте. Запрос на широкую сеть партнеров для практик и стажировок тоже удовлетворяется (снижение на 8 п.п. с 36 до 28%). Запрос на практико-ориентированность программ сместился с 4-го на 6-е место.
«Надо расценивать эти изменения как позитивный результат не одного года работы акторов рынка высшего образования и рынка труда», — отметил Константин Абрамов.
Говоря о конкретных параметрах, самую высокую оценку получила инфраструктура университета (77%), затем следует внешний вид, дизайн, ремонт вуза (74%), а также техническая оснащенность (72%). Чуть более низкий балл студенты поставили точкам питания — 67%.
«Благодарны коллегам из ВЦИОМ за проведенное исследование. Нам, как Министерству, всегда важно получать обратную связь от студентов и преподавателей, в том числе в формате социологических опросов. Большие средства вкладываются сегодня в укрепление материальной базы университетов, а содержание образовательных программ, в свою очередь, становится более практикоориентированным. На это, в частности, направлен проект «Передовые инженерные школы» и целый ряд других крупных проектов. Данные шаги продиктованы общественным запросом и, как показывают результаты исследования, позитивно воспринимаются в самой университетской среде», — отметил Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
«Участие в федеральных проектах, таких как «Приоритет 2030» и «Передовые инженерные школы» позволяет нам стремительно развивать науку и ведет к созданию новых образовательных треков и совершенствованию инфраструктуры. За последние два года внедрены новые магистерские программы, открыты новые научно-образовательные пространства, современным оборудованием оснащено свыше 20 лабораторий, активно развиваются молодежные проекты. Для обеспечения всех бизнес-процессов мы внедряем «цифровое» сопровождение и аналитику на основе данных. Все это позволяет привлекать молодые таланты в науку и создавать им комфортные условия для их эффективной работы и творческой реализации», — отметил ректор НГТУ им. Р.Е. Алексеева Сергей Дмитриев.
По данным НГТУ им. Р.Е. Алексеева заметен ежегодный рост количества научных статей в высокорейтинговых журналах и количество разработок в вузе. За время реализации программы развития «Приоритет 2030», количество полученных патентов на изобретения увеличилось почти в 2 раза, количество Евразийских патентов выросло в несколько раз. Кроме того, объем доходов от использования результатов интеллектуальной деятельности вуза увеличился в три раза. Также увеличилось количество обладателей именных стипендий и выросло количество студенческих побед в конкурсах и соревнованиях как на федеральном, так и на региональном уровнях.