Образование 9904

Уроки «стресс-теста». Вузы в условиях пандемии и после нее

Общественный совет при Минобрнауки России обсудил уроки пандемии. В заседании Общественного совета принял участие Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

Основное внимание в рамках заседания было уделено деятельности университетов в условиях пандемии и актуальным вопросам их дальнейшего развития. «Стремительное распространение в мире новой коронавирусной инфекции стало новым вызовом для всех отраслей экономики, и, к сожалению, высшую школу и науку это явление стороной не обошло», – сказал Валерий Фальков в своем обращении к участникам заседания. Он также отметил, что образовательные и научные организации достойно приняли удар, нанесенный пандемией.

В рамках заседания Общественного совета рабочая группа ректоров ведущих университетов представила аналитический доклад «Уроки «стресс-теста». Вузы в условиях пандемии и после нее». В докладе представлены выводы, которые извлекли российские вузы из опыта работы системы высшего образования в период пандемии. Проведение аналитической и экспертной работы по оценке и мониторингу ситуации было инициировано Министром науки и высшего образования Валерием Фальковым.

Авторы исследования пришли к выводу, что система российского высшего образования выдержала стресс-тест, а приобретенный за время пандемии опыт позволил сформировать «окно возможностей» для очередного шага в развитии российской высшей школы.

В первую очередь, опыт российских университетов продемонстрировал важность цифровых технологий и наличие вопросов, которые не могут быть решены при их отсутствии. В связи с этим, необходимо ускоренное развитие цифровых ресурсов и соответствующих практик образовательного процесса, повышение методической квалификации преподавателей, а также усовершенствование цифровой инфраструктуры университетов. Говоря о развитии цифровой образовательной среды ректор ТГУ Эдуард Галажинский отметил: «Большинство вузов не имеют достаточной цифровой инфраструктуры и это, конечно, вопрос к перезагрузке проекта цифровой университет».

Пандемия также усилила запрос всех участников образовательного процесса на социальную поддержку и выявила необходимость дальнейшего развития программ психологической поддержки студентов и преподавателей, проработки вопросов трудоустройства студентов и организации студенческой волонтерской деятельности.

Еще одним вопросом, требующим внимания, по мнению авторов доклада, является формирование навыков самоорганизации и самообучения у студентов через внедрение новых форм самостоятельной работы и новых методов ее педагогической поддержки. 

В докладе также отмечается, что при работе университетов в условиях пандемии проявилась необходимость разработки и реализации новой комбинированной модели образовательного процесса, в которой традиционное взаимодействие студентов и преподавателей, практическая, научная и социальная деятельность будут сочетаться с использованием онлайн-курсов и тренажеров, а также с синхронным обучением в дистанционном формате. При этом, по мнению экспертов, ряд важнейших процессов университетской жизни не поддается переносу в виртуальное пространство. Несколько месяцев дистанционной работы показали, что полностью перенести программы высшего образования в онлайн-формат едва ли удастся, а дальнейшее развитие цифровой среды университетов откроет новые возможности для студентов и преподавателей.

«Теперь наша общая задача, с учетом уроков и опыта, полученных за время пандемии, сформировать модель деятельности организаций в новом изменившемся мире. Я уверен, что высшая школа и наука вместе с Министерством справятся с этой задачей», – сказал Валерий Фальков.

Ознакомиться с докладом «Уроки «стресс-теста». Вузы в условиях пандемии и после нее» можно здесь.

По материалам пресс-службы Министерства науки и высшего образования РФ.