Образование 1988

Сергей Дмитриев: «Инженер начинается в школе»

Ректор НГТУ принял участие в дискуссии о развитии профильного предпрофессионального образования в регионе, которая прошла в академии «Маяк».

В дискуссии приняли участие представители сферы образования, власти, эксперты. В числе участников семинара было свыше 200 экспертов из Нижнего Новгорода и области, Кирова, Москвы и Минска (Республика Беларусь). Они обменялись опытом и лучшими практиками.

– Наша задача – выстроить «бесшовное» образование, позволяющее ребенку определиться с будущей профессией с самого раннего возраста, с детского сада. Важно, чтобы после обучения в школе, в колледже или вузе у молодого специалиста были гарантированные карьерные перспективы и рабочее место. Основная цель сегодня – настроить наше образование под запросы экономики, – отметил заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Чечерин.

– Мы стремимся создать благоприятные условия в образовательных организациях и учебных заведениях, чтобы каждый ребенок мог узнать о различных профессиях, попробовать себя в них и понять, кем он видит себя в будущем, – сказал министр образования и науки Нижегородской области Михаил Пучков.

Об опыте взаимодействия со школьниками в Нижегородском государственном техническом университете имени Р.Е. Алексеева подробно рассказал ректор Сергей Дмитриев.

Он напомнил, что с 1 сентября 2022 года по решению президента Владимира Путина в 23 регионах открыты 126 специализированных инженерных классов по профилю судо- и авиастроение. Обучение проводится с 5-го класса.

Для реализации этого проекта привлечены 26 университетов и порядка 40 индустриальных партнеров. В числе флагманов – Санкт-Петербургский государственный морской технический университет и Московский авиационный (МАИ). В нашей области, где на сегодняшний день действует более 600 профильных классов разной направленности , базовым вузом стал НГТУ.

– Первая задача проекта по созданию инженерных классов – сформировать у школьников интерес к техническому творчеству, помочь сориентироваться в специальностях данной области. Сегодня часто можно слышать, что инженеров не хватает, при этом выбор направлений для обучения достаточно широк. Абитуриенту важно выбрать востребованный инженерный профиль. Вторая задача – взаимодействие с индустриальными партнерами. Без их участия никаких инженерных классов не может быть, поскольку именно эти предприятия заинтересованы в развитии соответствующих направлений, – рассказал ректор НГТУ.

Инженерные классы в нашей области были открыты в 2019 году на базе школы №79 им. Н. А. Зайцева при участии завода «Красное Сормово». В 2021 году был создан образовательный судостроительный кластер, в который также вошли учреждения дополнительного образования Сормовского района.

Далее был образован кластер авиационно-строительный. Его партнером стал завод «Сокол». В этом проекте участвуют 11 школ, в прошедшем учебном году в них обучались 1294 участника.

Также есть «атомные» классы. Совсем недавно такой класс был открыт в лицее № 40. В этом году он занял первое место среди аналогичных классов Российской Федерации.

В НГТУ создана единственная в России передовая инженерная школа атомного машиностроения и систем высокой плотности энергии. Она также активно работает со школьниками. На базе НГТУ выполняют лабораторные работы по атомной физике и другим техническим предметам. Для ребят организованы курсы дополнительного образования, на которых у ребят появилась возможность изучать беспилотные летательные аппараты, 3D-печать, 3D-моделирование. Обучение проходит с использованием технологий дополненной и виртуальной реальности.