В НИЯУ МИФИ в рамках Всероссийского инженерного конкурса состоялось заседание Клуба ректоров инженерных вузов, темой которого стала гуманитарная подготовка инженеров.
Как укрепить технологический суверенитет нашей страны? Каким должно быть современное инженерное образование? Зачем молодым инженерам такие науки как история, философия, психология, социология? Помогают ли социально-гуманитарные дисциплины формированию целостного мировоззрения? Какие барьеры лежат на пути реализации образовательных программ гуманитарного профиля в инженерных вузах? Участники мартовского заседания Клуба ректоров инженерных вузов подробно остановились на этих и других вопросах, поделились своими идеями и рассказали о лучших практиках, которые применяются сегодня в университетах.
В заседании приняли участие: заместитель директора Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Александр Ведехин, директор Департамента по взаимодействию с регионами Госкорпорации «Росатом», руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосин, руководители ведущих инженерных вузов страны.
Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева представлял первый проректор-проректор по учебной деятельности Евгений Ивашкин.
«Конкурс ВИК растет, развивается, становится интереснее как для студентов, так и для индустриальных партнеров вузов. В этом году собрано больше 6 000 заявок на участие», – сказал Александр Ведехин. И, переходя к теме дискуссии, добавил, что будущие инженеры, без сомнения, нуждаются в гуманитарных знаниях, главное – сделать изучение гуманитарных наук интересным и модным.
Директор Департамента по взаимодействию с регионами Госкорпорации «Росатом», руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосин добавил, что наличие широких гуманитарных знаний позволит будущим инженерам лучше понимать процессы, происходящие в современном мире, принимать правильные решения, совершать прорывные открытия, не только использовать новые технологии, но и самим создавать их.
«Технологического лидерства не достигнуть без подготовки людей, способных создавать новые технологии. Такая подготовка невозможна без междисциплинарных, гуманитарных знаний. Сочетание гуманитарных и технических наук дает навык концептуализации решений», – считает Андрей Полосин.
Как сделать гуманитарную подготовку актуальной, интересной? Опытом решения этой задачи поделились: ректор Томского политехнического университета Дмитрий Седнев, ректор Тюменского государственного университета Иван Романчук, заведующая кафедрой философии, политологии и социологии МЭИ Юлия Соколова, проректор Национального исследовательского Московского государственного строительного университета Гузалия Фазылзянова, проректор по образованию Национального исследовательского технологического университета МИСиС Александр Волков и другие участники заседания Клуба ректоров инженерных вузов.
Проректор по образовательной деятельности Нижегородского государственного технического университета Евгений Ивашкин отметил, что важной миссией инженера может быть и просвещение, для этого необходимо владеть риторикой, знать основы психологии. Евгений Ивашкин привел в пример академика Сергея Капицу, который умел рассказывать простым и доступным языком о сложных интересных вещах.
«Сергей Петрович Капица приезжал к нам в университет. Он удивительный собеседник. Чем больше будет инженеров-просветителей, тем больше школьников увлекутся этой профессией, захотят стать инженерами в будущем», – не сомневается Евгений Ивашкин.
Все участники заседания Клуба ректоров инженерных вузов сошлись во мнении, что будущим инженерам социально-гуманитарные науки необходимы. Они способны значительно расширить кругозор и пределы узкоспециализированных знаний профессионалов, являясь краеугольной основой для инновационного, творческого, нестандартного подхода к решению многих задач. Эксперты не сомневаются, что российские инженеры могут и должны составить конкуренцию выпускникам ведущих инженерных вузов мира.
По материалам пресс-центра ВИК.