Агентство RAEX в третий раз опубликовало предметные рейтинги вузов России. В 2024 году количество оцениваемых направлений возросло до 36 – в списки лучших вошли 170 вузов из 43 регионов России. Москва и Санкт-Петербург заметно превосходят другие регионы страны по представленности в рейтингах – на долю двух столиц приходится 65 вузов, вошедших в предметные списки. Ближайший преследователь по числу участников – Татарстан (10 участников), далее идут Новосибирская область (6 вузов), Нижегородская и Ростовская области (по 5 вузов).
Лидером по числу призовых мест ожидаемо стал МГУ им. М. В. Ломоносова – университет вошел в тройку лидеров 19 предметных рейтингов. Санкт-Петербургский государственный университет стал призером рейтингов в 15 областях, НИУ ВШЭ – в 13 областях.
Среди региональных вузов наибольшее количество «медалей» завоевали Томский политехнический университет и Уральский федеральный университет.
Нижегородский государственный технический университет представлен в группах вузов-лидеров предметных рейтингов по следующим направлениям:
- Ядерная энергетика и технологии;
- Химические технологии;
- Нефтегазовое дело;
- Авиационная и ракетно-космическая техника;
- Кораблестроение и водный транспорт.
Наиболее значимые достижения НГТУ им. Р.Е. Алексеева отмечены экспертами RAEX в таких направлениях как «Ядерная энергетика и технологии» и «Кораблестроение и водный транспорт».
«Предметные рейтинги крайне востребованы абитуриентами, их родителями, а также профессиональными сообществами. Поэтому мы планируем развивать нашу систему рейтингов как за счет включения в ее периметр новых предметных областей, так и расширяя спектр параметров, характеризующих достижения вузов. Одним из перспективных направлений в этой сфере может стать учет мнений профессиональных сообществ и работодателей, как одного из компонентов оценки деятельности университетов», – отмечает генеральный директор RAEX Дмитрий Гришанков.
Напомним, предметные рейтинги агентства RAEX строятся на основании оценки трех миссий университета – образовательной, научной, общественной. Рейтинги отвечают на вопрос: какие университеты обеспечивают наилучшую образовательную и научную подготовку студентов в конкретной предметной области с учетом вклада вуза в социальное развитие. Рейтинги строятся исключительно на объективных показателях и не используют результаты опросов экспертов.
При составлении предметных рейтингов анализировались статистические данные Минобрнауки РФ, провайдеров библиометрических данных, организаторов студенческих состязаний «Я – профессионал», системы мониторинга и анализа СМИ и соцмедиа СКАН-Интерфакс, агрегаторов онлайн-курсов, данные Informer Technologies о посещаемости сайтов, а также данные социальных сетей YouTube, Telegram, ВКонтакте.