6 февраля 2024 года исполняется 110 лет со дня рождения выдающегося ученого и организатора научно-исследовательских работ в ГПИ – НГТУ Аркадия Федоровича Николаева.
Он из тех удивительных людей, чья судьба неразрывно связана с судьбой страны, с рождением и развитием отечественного автомобилестроения, с героическими страницами освоения Арктики и Антарктиды, со становлением и развитием отечественной инженерной науки.
Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат Сталинской и Государственной премий, Заслуженный изобретатель РСФСР, Почетный полярник СССР, доктор технических наук, профессор Аркадий Федорович Николаев родился в 1914 году. в семье рабочего-плотника Сормовской судоверфи.
Он прошел путь от слесаря и шофёра до руководителя группы дорожных испытаний Горьковского автозавода. Работая на ГАЗе, Аркадий Николаев занимался автоспортом, испытывал гоночную машину ГЛ-1, принимал участие в автомобильных гонках. В 1938 году установил Всесоюзный рекорд скорости.
В год начала Великой Отечественной войны он окончил Горьковский индустриальный институт им. А.А. Жданова по специальности «Автотракторные двигатели». Работал начальником испытательной станции авиационных моторов авиационного завода № 466 в г. Горьком.
В 1945 году перешел на работу в Горьковский индустриальный институт, до 1953г. работал начальником Научно-производственного отдела (НПО) и одновременно преподавал по кафедре «Детали машин». За разработку бурильно-крановой гидравлической машины БКГМ-АН удостоен звания лауреата Сталинской премии.
В 1953 году кандидат технических наук Аркадий Федорович Николаев назначен научным руководителем Лаборатории механизации трудоемких работ на льдах и мерзлых грунтах.
В 1956-60 годы его биография тесно связана с экспедициями по освоению Северного и Южного полюсов Земли.
В 1956 году на дрейфующей станции «Северный полюс-6» в качестве главного конструктора А.Ф. Николаев испытывал ледофрезерную машину ЛФМ-1, предназначенную для строительства аэродромов на дрейфующих льдах Арктики.
В 1957-1959 годах он участвует в 3-й Советской Антарктической экспедиции. 14 декабря 1958 года санно-тракторный поезд, начальником которого был А.Ф. Николаев, достиг Полюса относительной недоступности. Его имя занесено на специальную памятную доску, установленную на полюсе недоступности Антарктиды. За поход по территории Антарктиды А.Ф. Николаев в 1961 году награжден орденом Ленина и приказом Министра морского флота СССР удостоен звания «Почётный полярник СССР».
В 1968 году приказом Министра высшего и среднего специального образования РСФСР на базе Лаборатории механизации трудоемких работ создано ОКБ по механизации разработки льда, снега и мерзлого грунта (ОКБ РАЛСНЕМГ), научным руководителем которого назначен доктор технических наук А.Ф. Николаев.
В 1972 г. на базе ОКБ РАЛСНЕМГ создана кафедра «Строительные и дорожные машины», заведующим которой избран доктор технических наук, профессор А.Ф. Николаев.
Умер Аркадий Федорович Николаев в 1987 году. Его ученики, выпускники созданной им кафедры «Строительные и дорожные машины», и сегодня ведут разработки специальных машин. За время существования кафедры здесь было разработано более 30 образцов новой техники.