1054

Сергей Дмитриев: «Технаря» нужно воспитывать со школьной скамьи»

Ректор Нижегородского государственного технического университета имени Р.Е. Алексеева доктор технических наук, профессор Сергей Михайлович Дмитриев дал интервью телевизионному каналу РБК-НН, в котором рассказал о селекции молодых технических специалистов, а также о схемах работы вуза со школами и высокотехнологичными предприятиями.

Вы являетесь ректором вуза, в котором сами учились сорок лет назад. Насколько сильно за это время изменился образ студента?

Конечно, разница есть. Сегодня студент стал более прагматичным. В наше комсомольское время был задор: все что-то искали, ездили в стройотряды, которые, кстати, существуют и сейчас – совсем недавно эта традиция возобновилась.

Тем не менее, прагматизм теперь преобладает. Студенты понимают, что им придётся где-то работать, причем они хотят работать в хороших компаниях, которые могут что-то дать молодому специалисту. Если раньше мы готовы были ехать и в Комсомольск-на-Амуре, и к Северному полюсу, то теперь студенты стали более избирательны. Хотя некоторые до сих пор уезжают и на север, и на восток.

Понятно, что современный мир более динамичен, чем он был 40-50 лет назад, и хорошие вузы обязаны за ним успевать. Какими характеристиками должно обладать образование, чтобы участвовать в этой гонке?

Промышленность высокотехнологична – техника развивается очень быстро, а технологии меняются раз в 6 лет. Мы должны уже сейчас обучать студентов таким специальностям и направлениям, которых в промышленности пока нет. Например, всем известен процесс роботизации, но мы сами не знаем, что будет дальше, и многие вещи для нас не вполне очевидны. А нужно готовиться к прорыву.

Но ведь если мы не знаем, что будет, как угадать точки прорыва? Как выстраивать образовательный процесс?

Прежде всего, мы начали внедрять проектные методы обучения. Если раньше таким образом обучалось примерно 5% студентов, то в будущем году мы планируем поднять этот показатель до 70%. Создаются команды, в которых участвуют студенты разных направлений – радиотехники, автомобилисты, экономисты и так далее. Вместе они могут, например, разрабатывать беспилотные транспортные средства. И это только один из примеров. У нас студенты и аспиранты работают совместно c преподавателями, а также сотрудниками Института транспортных систем и Института радиоэлектроники и информационных технологий. Есть проекты в сфере ядерной энергетики.

Нельзя готовить студентов к чему-то абстрактному – мол, потом ребята может где-то сгодятся. У НГТУ очень тесные связи с высокотехнологичной промышленностью: на этих предприятиях студенты проходят практику, там есть наши базовые кафедры, причём это не просто аудитории и компьютерами. Лекции и занятия проводят сотрудники предприятий, которые дают практическую информацию по основным направлениям деятельности, а молодые люди получают возможность проводить лабораторные занятия на самом современном оборудовании.

В обывательской среде бытует устойчивое мнение, что передовые в советские годы предприятия, такие как ГАЗ, "Красное Сормово", "Сокол" и так далее, сейчас находятся в крайне плачевном состоянии. Что скажете на это?

К сожалению, в 90-е годы так и было. Некоторых предприятий, например станкозавода, уже нет, и отрасль, поставлявшая станки в 35 стран мира, действительно пребывает в плачевном состоянии. Автозавод также был не в лучшем виде, но сегодня ГАЗ  работает и активно взаимодействует с нами: мы выиграли два правительственных конкурса по созданию на заводе высокотехнологичных производств. Сегодня ГАЗ занимается созданием электроплатформ и беспилотных транспортных систем. Мы работаем с ними над созданием интеллектуальной помощи водителям, внедряем отечественные системы.

С какими ещё предприятиями вы сейчас плодотворно сотрудничаете?

Фактически со всеми крупными и средними предприятиями. Особенно хочу отметить структуры "Росатома" – ОКБМ им. Африкантова и "Атомстройэкспорт" (АСЭ – ред.). В 90-е годы предприятие "Атомэнергопроект" развивалось слабо, но сегодня на его базе создана крупнейшая инжиниринговая компания мира. Построено около 40 ядерных объектов, в том числе атомных электростанций, а совсем недавно и в Турции положен первый бетон. В свою очередь, мы непосредственно участвуем в подготовке кадров для отрасли и компании.

Насколько охотно потенциальные работодатели идут на контакт?

С протянутой рукой мы точно не стоим. Предприятия крайне заинтересованы в наших выпускниках, а за лучших идет нешуточная борьба. В том же АСЭ у нас есть базовая кафедра "Системы управления жизненным циклом сложных инженерных объектов" для того, чтобы попасть на нее, проводится серьезный отбор. Безусловно, студент должен владеть английским языком, поскольку многие объекты строятся за рубежом. С другой стороны, на всех высокотехнологичных предприятиях региона спрос на наших ребят очень большой.

Знаю ситуацию на одном известнейшем московском предприятии: позарез нужны выпускники технических вузов, но, когда устанавливается контакт между молодым специалистом и работодателем, ничего не выходит. Квартиру не дают, а зарплата такая, что в столице на нее не проживешь. И в результате молодые люди предпочитают работать таксистами или в офисах маленьких частных фирм. Предприятие стонет, но ничего не может сделать. Как складываются отношения между выпускниками и работодателями у нас в регионе?

Однозначно могу сказать, что в Нижнем Новгороде в этом плане всё хорошо. Безусловно, многое зависит от предприятия, и работодатели это прекрасно понимают. Службы по персоналу работают, заработная плата предлагается вполне достойная. Да, квартиры, как в советское время, сейчас не предоставляют, но есть льготное ипотечное кредитование, и всё просчитано таким образом, что молодой специалист реально может получить жильё на выгодных условиях. Не везде, но на многих предприятиях это есть.

Считается, что в вашем университете работает очень сильная команда – и техническая, и гуманитарная. Вы отслеживаете судьбы выпускников. Насколько успешно они поднимаются по карьерной лестнице?

В прошлом году, когда НГТУ получил статус опорного университета, мы разработали стратегический проект под названием "Инженерный лифт", в рамках которого с промышленными предприятиями и школами Нижнего Новгорода осуществляем профессиональную ориентацию учащихся. К инженерному образованию нужно подходить серьёзно, а мы знаем, что только 10% выпускников школ сдают экзамен по физике. При этом для того, чтобы поступить в технический университет, необходимо сдать еще математику, русский язык, в некоторых случаях – химию и информатику. Поэтому "технарей" надо воспитывать со школьной скамьи.

А как складываются отношения со школами?

Мы начали их выстраивать уже давно – у нас есть базовые школы. Если говорить о робототехнике, то первый кружок мы создали еще 10-15 лет назад: сначала на базе университета, а затем в лицее №8 и при Дворце детского творчества им. Чкалова.

Сегодня это масштабируется уже широко – если взять в пример классический технический лицей №38, наши преподаватели читают там лекции, школьники приходят на занятия по информатике, а дальше действует ноу-хау. Мы работали с этим лицеем, привлекая к сотрудничеству Научно-исследовательский институт измерительных систем им. Седакова (входит в состав госкорпорации "Росатом" – ред.): к школьникам приходили сотрудники института и рассказывали про предприятие, а ребята приезжали в НИИИС и знакомились с уникальными производствами. Многие выпускники лицея заключали договоры о целевом приёме для дальнейшей работы именно там: такая практика существует и сегодня, хотя она несколько трансформировалась в силу изменений законодательства. Так мы работаем со многими школами и предприятиями –​ многие руководители понимают, что сейчас приходится бороться не только за выпускника вуза, а уже за школьника.

Подробнее на РБК