ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ |
ТЕМА
1.
|
человек познает самого себя,
психологические знания и умения заметно повышают профессиональную компетентность человека. Особенно это касается тех профессий, в которых специалисту необходимо работать с людьми.
Задача студента состоит в том, чтобы, пользуясь научными знаниями:
осознать и проанализировать свои привычные представления;
освоить приемы сбора психических фактов, научиться строить обоснованные суждения, расширить свой личный опыт.
До начала самостоятельного существования психологии как научной отрасли соответствующие знания принадлежали философии, богословию, медицине, педагогике.
В ходе развития научных знаний определение предмета психологии многократно менялось: душа, сознание, поведение, деятельность.
Около двух тысяч лет назад Аристотель создал целостное учение о душе, ее структуре и значении для физического тела. Все необъяснимые явления в жизни человека на этом этапе развития психологии связывали с душевными процессами. Философы-материалисты рассматривали душу как разновидность материи (Демокрит, Эпикур). Идеалисты (Платон) понимали душу как божественное, вечное и непостижимое начало.
В семнадцатом веке, в связи с развитием естественных наук, внимание ученых привлекло сознание человека, способность к целесообразным действиям и самоуправлению. На этом этапе основными способами получения психологических фактов были: самонаблюдение (интроспекция) и реконструкция душевных явлений (ретроспекция).
В первые десятилетия двадцатого века психология под влиянием учения об условных рефлексах становится наукой о поведении человека, его поступках и внешних реакциях.
Наблюдение и эксперимент дают возможность объективно исследовать и прогнозировать внешние проявления психики.
В настоящее время психология изучает объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
Современная психологическая наука существует как система взаимосвязанных дисциплин, отраслей и направлений. Некоторые из них в большей степени связаны с отдельными практическими отраслями (психология труда, педагогическая, медицинская, юридическая, правовая, военная психология). Другие изучают процессы психического развития в различных его аспектах (возрастная, аномальная, сравнительная психология), взаимоотношения личности и общества (социальная психология), взаимодействие человека и техники (инженерная психология).
К настоящему времени сложилось несколько основных подходов к получению и изучению психологических фактов.
Естественнонаучный подход связан с принципами опытного, объективного исследования, применением экспериментальных методов, точной обработкой данных, высокой их достоверностью.
Гуманитарная психология ориентирована на невмешательство во внутренний мир, высокое доверие и уважение к человеку, необходимость рассматривать субъективные факторы как наиболее важные, а индивидуальные проявления как наивысшую ценность. Практическая психология решает проблемы конкретного человека и поэтому направлена на получение реальных результатов, на изменения и повышение уровня адаптированности человека к внешним и внутренним условиям.