23.06.2017

Поиск по сайту

 

  603950, Нижний Новгород, ул. Минина, д.24 Официальная почта: nntu@nntu.ru Телефон: +7 (831) 436 23 25 Факс: +7 (831) 436 94 75   English Instagram Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. АлексееваОфициальная группа ВКонтакте Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. АлексееваNizhny Novgorod State Technical University

Влюбленные в авиацию

Интервью «Влюбленные в авиацию»Интервью ректора НГТУ им Р.Е. Алексеева Сергея Дмитриева изданию «Курьер-медиа» к 85-летию Нижегородского авиационного завода «Сокол» — филиала АО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ».

История взаимодействия Нижегородского авиастроительного завода "Сокол" и Нижегородского технического университета насчитывает не одно десятилетие. Завод и вуз тесно сотрудничают с 70-х годов прошлого века. В те годы авиационный завод основные кадры получал из авиационных вузов страны: Московского, Казанского, Куйбышевского авиационных институтов. А специалистов среднего уровня, мастеров, рабочих, которые хотели получить высшее образование безотрывно от производства, готовили на кораблестроительном факультете политеха.

Эта система работала вполне успешно, но с развалом СССР обрушилась и она. Начиная с 90-х годов авиационный завод не мог получать авиационных инженеров ни из Москвы, ни из Казани и Самары, ни из других городов страны. Ведь советская система подготовки кадров подразумевала не только наличие соответствующих вузов, но и систему распределения, поддержки молодых специалистов на предприятиях, обеспечения их жильем и т. д. В новых условиях решить вопрос переезда молодого иногороднего специалиста в Нижний Новгород оказалось очень затруднительно.

Общий вектор развития страны изменился, возникла необходимость подготовки кадров на местах. Поэтому в 2004 году по просьбе и при содействии авиастроительного завода в Нижегородском техническом университете состоялся первый набор на самолетостроительную специальность. Совместно с Московским авиационным институтом вузом были созданы учебные планы, разработана программа подготовки, выбраны специальности.

При этом авиационный завод "Сокол" оказал огромную поддержку вузу не только своими площадями, не только своим заказом и финансами, но и кадрами. В НГТУ были и свои преподаватели с базовым авиационным образованием. Они вели учебную деятельность в сфере подготовки кадров по судам с динамическими принципами поддержания и в авиастроении хорошо разбирались. В то же время ряд работников авиационного завода имеют ученые степени, имеют сильное базовое образование и вполне способны работать педагогами. Поэтому в 2004 году был выполнен не только первый набор студентов, но и организована базовая кафедра на предприятии, созданы лаборатории авиационных конструкций и систем жизнеобеспечения летательных аппаратов.

Организовать учебный процесс на серийном заводе не так просто. Люди, которые работают на производстве, и люди, занимающиеся педагогической деятельностью, как правило, обладают разными качествами. Чтобы преподавать, надо обладать определенным характером, талантом, педагогическими навыками. Но здесь вузу повезло: бывший главный технолог завода Петр Михайлович Королев оказался очень талантливым педагогом, как и Валерий Георгиевич Дробышевский, помощник генерального директора по связям с учебными заведениями. И сегодня многие сотрудники завода являются высококвалифицированными педагогами, они умеют увлечь молодежь, что сделать достаточно непросто.

Сначала вся работа осуществлялось на кораблестроительном факультете, на факультете морской и авиационной техники. Сейчас в рамках укрупнения факультетов объединили автомобильный институт и факультет морской и авиационной техники. И получился "институт трех стихий" - ИТС, Институт транспортных систем, который занимается автомобильной, морской и авиационной техникой. Здесь и готовят самолетчиков для авиационного завода.

Основой взаимодействия НГТУ с заводом "Сокол" являются базовая кафедра и молодежная политика, которая проводится на авиационном заводе. Принимая студентов на первый курс, мы точно можем сказать, что, кроме государственной стипендии из федерального бюджета, каждый студент в соответствии с договором о целевом обучении получает и заводскую стипендию. Но это не все. Система подготовки, которая сформировалась между заводом и университетом, предусматривает, что студенты приходят на завод не по окончании вуза, а в процессе обучения. Начиная с третьего курса учебное расписание строится таким образом, что студенты могут и учиться, и работать. Все шесть рабочих дней они проводят на заводе. Из них три дня - на учебе, а три - на практике, то есть применяют полученные знания на конкретных рабочих местах. Студенты работают на условиях частичной занятости по рабочей сетке и получают за это зарплату. И дипломный проект они выполняют на заводе, по той тематике, которая будет основным видом их деятельности по окончании вуза. Комиссия по защите дипломного проекта состоит из работников завода. В нее входят и В.Г. Дробышевский, и главный конструктор А.Г. Осокин, а директор предприятия А.В. Карезин является председателем комиссии. Поэтому, завершив учебу, молодые специалисты не тратят время на адаптацию к производству.

Авиационный завод взял на себя часть учебной работы по специальности. Студенты в вузе проходят подготовку по естественно-научным, социальным, экономическим, общепрофессиональным дисциплинам, а дисциплины специального цикла они изучают непосредственно на заводе, на тех образцах техники, которые завод производит и использует в своей деятельности. Это позволяет исключить разрыв между знаниями, которые дает студенту вуз, и реальными потребностями в профессиональных компетенциях, которые есть на заводе.

Так как базовая кафедра находится на территории авиационного завода и комплектуется материальными ресурсами за счет его средств, всякий раз, когда вуз проходит государственную аккредитацию, представители Рособрнадзора посещают территорию авиационного завода, чтобы определить, в каких условиях обучаются студенты, достаточно ли учебных площадей, подготовленных специалистов. У аккредитующего агентства всегда были исключительно положительные отзывы об учебной деятельности на авиационном заводе.

Наши студенты ежегодно принимают участие в аэрокосмической декаде на базе Московского авиационного института в Крыму, встречаясь в рамках этого мероприятия с представителями других вузов. Ежегодно авиационный завод направляет команду студентов вместе с главным технологом предприятия для участия в студенческой олимпиаде по самолето- и вертолетостроению в Казанский авиационный институт. И там наши ребята не раз занимали призовые места.

Студентов-самолетчиков от всех остальных отличает влюбленность в авиацию. Практически сто процентов ребят занимались авиамоделизмом: есть и простые любители, и кандидаты в мастера спорта. Поэтому все студенты этой специальности - люди творческие, способные к самостоятельным решениям, с детства интересующиеся авиационной техникой. Не было ни одной крупной авиационной выставки, в которой бы наши студенты не участвовали. Если поездку не организует завод или институт, они самостоятельно попадут туда обязательно.

Нельзя не сказать и о том, что Нижегородский авиационный завод как ни одно другое предприятие области уделяет внимание знаковым моментам студенческой жизни. Студенческий билет и зачетную книжку каждому первокурснику вручает лично генеральный директор авиационного завода, для каждого первокурсника готовится небольшой подарок, для поступивших организуется экскурсия по производственным площадям завода, в заводской музей. Генеральный директор лично беседует с каждым выпускником на защите дипломных проектов, и дипломы вручаются на территории авиационного завода.

Все это очень символично, создает определенную атмосферу доверия и взаимоуважения. Поэтому выпускников НГТУ, работающих на заводе, с каждым годом становится все больше и больше. И возможно когда-нибудь, лет через 20-30, в музее истории технического университета появится фотография выпускника, который возглавит Нижегородский авиастроительный завод "Сокол".

ООО «РИЦ «Курьер-медиа», февраль 2017 год.