15.12.2017

Поиск по сайту

 

  603950, Нижний Новгород, ул. Минина, д.24 Официальная почта: nntu@nntu.ru Факс: +7 (831) 436 94 75     English Instagram Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. АлексееваОфициальная группа ВКонтакте Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. АлексееваNizhny Novgorod State Technical UniversityТелеграмм-канал Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева

В НГТУ увековечили память Сергея Владимировича Рукавишникова

В НГТУ увековечили память Сергея Владимировича РукавишниковаВ НГТУ увековечили память Сергея Владимировича РукавишниковаВ НГТУ увековечили память Сергея Владимировича РукавишниковаВ НГТУ увековечили память Сергея Владимировича Рукавишникова

23 ноября в Нижегородском государственном техническом университете им. Р.Е. Алексеева была открыта мемориальная доска выпускнику политеха, выдающемуся ученому и конструктору первых отечественных снегоболотоходных машин Сергею Владимировичу Рукавишникову. Доска установлена на фасаде первого учебного корпуса в рамках проекта «Сохранение научного наследия вуза» Программы развития опорного университета.

На митинге по случаю открытия мемориальной доски присутствовали руководители университета, коллеги, друзья, члены семьи Сергея Владимировича, преподаватели и студенты вуза.

Открыл торжественную церемонию проректор НГТУ им. Р.Е. Алексеева по научной работе Николай Бабанов. "Сергей Владимирович - не просто великий ученый. Это пионер-первопроходец, основавший целое техническое направление, которое получило признание во всем мире! Эта мемориальная доска будет всегда напоминать студентам и сотрудникам нашего университета о том, какие выдающиеся личности учились и работали в его стенах" - отметил он в своем выступлении.

Проректор по научной работе и внешним связям Волжского государственного университета водного транспорта Андрей Корнев в своем выступлении отметил важность сохранения памяти о талантливых людях, которые внесли значимый вклад в развитие промышленности нашего региона.

Воспоминаниями о совместной работе с Сергеем Владимировичем с присутствующими поделились коллеги и ученики известного конструктора.

От имени родственников на митинге выступила дочь ученого Татьяна Сергеевна Рукавишникова, которая поблагодарила руководство НГТУ и всех собравшихся за добрую память об отце и за решение ее увековечить установкой мемориальной доски в вузе, где учился и работал выдающийся конструктор.

Сюжет информационной программы "ОбъективНО" телекомпании ННТВ:

Справка:

Сергей Владимирович Рукавишников - основатель и первый руководитель научно-исследовательской лаборатории вездеходных машин в Горьковском политехническом институте, профессор, видный ученый в области транспортного снеговедения, талантливый конструктор, создатель первых отечественных снегоболотоходных машин для народного хозяйства и Вооруженных Сил СССР, участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Красной звезды, более 10 медалей и нагрудных знаков.

Родился Сергей Владимирович в Нижнем Новгороде в семье служащих.

Окончил Горьковский индустриальный институт в 1940 году. С 1941 по 1944 год воевал в составе 1-го Украинского, а затем Центрального фронтов.

С 1944 по 1946 г. - слушатель Академии бронетанковых и механизированных войск (БТМВ), а затем инженер научно-исследовательского отдела Академии БТМВ.

В 1946г. начал работать в Горьковском индустриальном институте сотрудником кафедры "Танки" и ведущим конструктором лаборатории снегоходных машин (НИЛ СМ).

В 1962г. основал и стал первым научным руководителем отраслевой лаборатории вездеходных машин (ОНИЛ ВМ) при Горьковском политехническом институте.

С.В. Рукавишников является создателем огромного количества образцов транспортно-технологических машин, которые разрабатывались и строились при его участии и руководстве в лабораториях института по заказам различных министерств, ведомств и промышленных предприятий СССР. Среди них:

- первые отечественные гусеничные снегоболотоходы - ГПИ С-20 (1947г.), ГПИ-21 (1947г.), ГПИ-22(1948г.), ГПИ-23(1951г.). Машина прошла цикл заводских и полигонных испытаний, и с учетом опыта создания и испытания этой машины в ОКБ КЭО ГАЗа был спроектирован легкий гусеничный транспортер ГАЗ-47.

В лаборатории многое создавалось впервые.

Впервые в стране были созданы особо легкие снегоходные машины (мотосани - МС) МС-ГПИ-12 (1963 г.), МС-ГПИ-18 (1965 г.), МС-ГПИ-15 (1965 г.), МС-ГПИ-15А (1966 г.);

- первые в стране снегоболотоходы легкой весовой категории ГПИ-37 (1960-1962 гг.), С-ГПИ-19 (1964 г.), С-ГПИ-19А (1966 г.), С-ГПИ-17 (1965 г.);

- снегоболотоход с винтовым движителем ГПИ-16ВА (1966 г.).

Многие работы под руководством С.В. Рукавишникова выполнялись в рамках заказов Министерства обороны СССР. Имели место и разработки, которые реализовывались в соответствии с постановлениями Совета Министров СССР.

В 1973 г. Постановлением ЦК КПСС, СМ СССР и решением ВПК №293 от 19 декабря 1973 г. лаборатория была определена соисполнителем по теме "Бицепс", направленной на обеспечение совместного советско-американского полета космических кораблей "Союз-Аполлон". Задание было успешно выполнено - была создана и принята в эксплуатацию легкая лыжно-гусеничная машина высокой проходимости - ЛМВП ГПИ-1910, предназначенная для грузопассажирских перевозок в составе поисково-спасательного комплекса военно-воздушных сил.

По Постановлению Совета Министров РСФСР были проведены исследования применимости мотонарт ГПИ1910 для обслуживания оленеводческих бригад.

Выполненные в ОНИЛВМ НИОКР по теме создания легких лыжно-гусеничных машин легли в основу создания мотонарт "Буран" и "Икар", выпускавшихся Рыбинским авиамоторным заводом. Это одна из больших заслуг С.В. Рукавишникова, как организатора создания новой транспортной снегоболотоходной техники.

В период с 1960 по 1977 гг. в ОНИЛВМ под руководством С.В. Рукавишникова был проведен огромный комплекс полевых и лабораторных испытаний, которые внесли значительный вклад в развитие нижегородской научно-практической школы транспортного снеговедения и являются актуальными до настоящего времени.

Под руководством профессора С.В. Рукавишникова в ОНИЛВМ был выполнен цикл научно-исследовательских работ, связанных с изучением физико-механических свойств снежного покрова, в том числе в условиях Арктики и Антарктиды, и взаимодействия с ним различных движителей (гусеничных, лыжных, роторно-винтовых, пневмогусеничных) снегоходных машин, которые составили основу транспортного снеговедения, получившего международное признание в том числе в США, Канаде, Швеции и Японии.

Боевые и трудовые заслуги С.В. Рукавишникова отмечены правительственными и ведомственными наградами.

Умер Сергей Рукавишников 12 ноября 1982 года.

В НГТУ увековечили память Сергея Владимировича РукавишниковаВ НГТУ увековечили память Сергея Владимировича РукавишниковаВ НГТУ увековечили память Сергея Владимировича РукавишниковаВ НГТУ увековечили память Сергея Владимировича РукавишниковаВ НГТУ увековечили память Сергея Владимировича РукавишниковаВ НГТУ увековечили память Сергея Владимировича РукавишниковаВ НГТУ увековечили память Сергея Владимировича РукавишниковаВ НГТУ увековечили память Сергея Владимировича РукавишниковаВ НГТУ увековечили память Сергея Владимировича РукавишниковаВ НГТУ увековечили память Сергея Владимировича Рукавишникова